Инженер iFixit Кайл Вайнс одним из первых покопался во внутренностях Samsung Note 7, поэтому акты массового самосожжения корейского флагмана не стали для него сюрпризом. В колонке для Wired Кайл весьма лаконично объяснил, почему это случилось и что не так с батареями в наших смартфонах. Это ее перевод на русский язык.



Что случилось с Samsung Galaxy Note 7 и почему он горит

Автор: , 13.10.2016, 10:07

Инженер iFixit Кайл Вайнс одним из первых покопался во внутренностях Samsung Note 7, поэтому акты массового самосожжения корейского флагмана не стали для него сюрпризом. В колонке для Wired Кайл весьма лаконично объяснил, почему это случилось и что не так с батареями в наших смартфонах. Это ее перевод на русский язык.

Что случилось с Samsung Galaxy Note 7 и почему он горит

Если руководство Samsung будет получать по доллару за каждый взорвавшийся смартфон, то этих денег вполне может хватить, чтобы заткнуть бюджетную дыру в 3 млрд долларов, в которую корейский гигант засосал сам себя. Поздней ночью в Samsung сообщили, что полностью прекращают производство линейки Note 7. И это после того, как в сентябре компания отозвала миллионы свежих флагманов, у которых спонтанно возгорались и взрывались аккумуляторы. Теперь Samsung просит вас выключить свой Note 7 и вернуть его обратно в специальной коробке. Учитывая невозможность его ремонта, полагаем, что они отправятся прямиком на свалку истории.

Дело в том, что Samsung могла бы попросить людей просто вынуть свои аккумуляторы, но она не может. Компания сама же приклеила их к своим телефонам.

И эта проблема касается не только Samsung. Хотя именно их поймали на горячем, взрывы литий-ионных батарей не являются редкостью. Такие батареи установлены повсюду – от смартфона до электромобиля, и они весьма неустойчивы. Учитывая постоянный температурный стресс, такая батарея может легко перегреться и взорваться. Но производители техники настаивают, что литий-ионную батарею нечем заменить. Она приклеена к телефону на вашем журнальном столике, она встроена в планшет, с которым возится ваш сынишка, она питает ноутбук, который лежит в вашем рюкзаке.

Инженеры из Fixit разобрали Note 7 спустя несколько дней после релиза и пришли к выводу, что извлечение батареи из него сродни операции на мозге. С той разницей, что голова не имеет свойства взрываться на столе у хирурга. Чтобы добраться до батареи в Note 7 нам пришлось поспешно снимать заднюю крышку, чтобы не обжечь пальцы под потоком горячего воздуха, затем поддевать стекло, чтобы вытащить из-за него пачку внутренностей, и лишь потом мы добрались до крошечной батареи гаджета. Совершая такие манипуляции, мы одновременно молились языческим богам и держали наготове ведро с песком и огнетушитель. Когда Note 7 стали массово взрываться, журналисты спрашивали меня, удивлен ли я. Нет, я совсем не удивлен.

Почему взрываются батареи

 Что случилось с Samsung Galaxy Note 7 и почему он горит-2

Как уже говорилось выше, литий-ионные батареи питают буквально все вокруг, даже электронные сигареты. Которые, кстати, тоже взрываются. Главное их преимущество заключается в легкости и энергоэффективности лития, что чудесно для производителей техники, ведь никто сегодня не хочет таскать в кармане полукилограммовый кирпич. Но они жутко непостоянны.

Литий-ионная батарея использует два электрода в качестве положительного и отрицательного полюсов, разгоняя между ними ионы лития во время зарядки. Энергия высвобождается за счет столкновения этих ионов, которые плавают в противоположных направлениях. Если электроды вдруг соприкасаются, то случается выброс энергии. Именно поэтому внутри батарей стоят разделители, которые держат электроды подальше друг от друга.

Согласно отчету Samsung для Bloomberg, главной конструкционной ошибкой Note 7 стало давление, которое конструкция оказывает на ячейку с батареей. В результате чего положительный и отрицательный полюс наезжали друг на друга, высвобождая излишнее тепло. Результат – большой взрыв. И таких взрывов будет все больше т.к. производители используют потенциал литий-ионных батарей на все 90%, продолжая настаивать, что это никак не скажется на безопасности гаджетов. В свою очередь покупатели хотят экраны побольше и процессоры помощнее, но отказываются жертвовать ради этого объемом батареи или более медленной подзарядкой.

Одержимость индустрии тонкими гаджетами требует тонких батарей, поэтому производители стали все чаще использовать литиево-полимерный аккумулятор. Он невероятно тонок и завернут в гибкий чехол, похожий на фольгу из сигаретной пачки. Это означает, что такая батарея меньше весит и ее легче упаковать в корпус телефона. Но это также означает, что в таком куске фольги вы носите миниатюрную бомбу. А потом вставляете его в корпус смартфона, который человек будет держать возле лица.

Переработка мусора и планета

Ребята из Samsung были куда лучше подготовлены к этой напасти пару лет назад, когда любой покупатель мог спокойно вынуть и заменить батарею на своем Galaxy S5, а не смотреть, как он догорает словно римская свеча. В те дни корейский гигант был ярым защитником сменных аккумуляторов (по крайней мере, на словах), и привычно троллил Apple в своей рекламе, дескать, владельцы iPhone живут у стен с розетками, в то время как юзеры Galaxy S5 могут в любой момент вставить в телефон новую батарейку. Но со временем компания сменила курс, стала больше походить на Apple и тоже приклеила аккумулятор к внутренностям своего флагмана. А теперь они на него дуют.

В целом, в возгорании литиевых аккумуляторов нет ничего необычного. Начиная с 2002 года, комиссия по безопасности потребительских товаров США отозвала порядка 40 разнообразных продуктов из-за возгораний батарей. А все потому, что они могут быть опасными не только для людей, но и для окружающей среды. С точки зрения утилизатора отходов, такая батарея сущий кошмар. Ее сложно и опасно утилизировать, к тому же это дорого. Удалять из корпуса ее нужно крайне аккуратно, собственными руками (но мешает клей). В цену каждого девайса заложено всего несколько долларов бюджета на переработку, что превращает их утилизацию в убыточное занятие. Поэтому производители постоянно пытаются схитрить.

К тому же при переработке она может сжечь ваше рабочее место. Случайно проткните ее при извлечении, и она вспыхнет. Засуньте ее в измельчитель, все вокруг засияет синим пламенем. Учитывая такой ворох причин быть осторожным, не удивительно, что литиево-полимерные аккумуляторы транспортируют только по воздуху.

СЕО одной крупной компании по утилизации отходов недавно признался мне, что имеет дело с возгорающимися батареями раз в неделю. Например, в прошлом году свалка в Пенсильвании порядка двух дней полыхала из-за взорвавшейся батареи. Это был третий пожар такого уровня за последние два года. И это не проблема безответственных утилизаторов, это проблема безответственных производителей, которые продолжают клеить крохотные бомбы в свои смартфоны, гоняясь за прибылью.

К счастью, не все производители пошли по этой дороге. Например, планшет HP Elite X2 оснащен сменной батареей. LG продолжает использовать сменные батареи – в их последнем флагмане G5 стоит такая. Но теперь всем производителям придется серьезно задуматься о безопасности их продуктов в отношении клиентов, утилизаторов и матушки-природы.

Возможно, Samsung сможет выкрутиться из ситуации, но в любом случае им придется полностью переделывать свои смартфоны.

Для тех, кто хочет знать больше

Поделиться

Ваш комментарий
42 комментария
s_ta_s старожил (139 комментариев)
13 октября 2016 г. 11:00:58 #

Весь профит несменной батареи для производителей - некоторое удешевление конструкции и необходимость менять смартфон через 2-3 года. Я бы с удовольствием пользовался смартфоном с толстым корпусом и более емкой батареей, но маркетологи в гонке за миллиметрами дошли до такого маразма, что батареи нормальной ёмкости ставят на одну модель из десяти, а сами корпуса по толщине стенок уже сравнимы с бумагой, не важно из пластика или алюминия

Ответить
s_ta_s
0
Технослав Бергамот гагаджетоман (15995 комментариев)
13 октября 2016 г. 12:01:31 #

Поддержу — с этой нелепой гонкой за минимальной толщиной пора завязывать производителям. На фоне того, что время работы телефонов сократилось за последние годы, это путь неправильный. С каждым годом потребление сервисами в смартфонах будет только расти. Поэтому лучше двигаться в сторону увеличения времени работы (емкости батарейки), а не уменьшения толщины телефонов. Тем более, что гонка там уже пошла на десятые доли миллиметров - она не для покупателей, она для отчетов и победных реляций.

Ответить
Технослав Бергамот
0
RBoy гагаджетоман (1264 комментария)
13 октября 2016 г. 15:02:15 #

эту гонку продиктовали не корпорации, а рынок. все хотят, чтобы телефон был эмэйзинг, страшненькие но емкие вроде LG G5 или Lenovo A5000 особой популярностью не пользуются

Ответить
RBoy
0
Технослав Бергамот гагаджетоман (15995 комментариев)
13 октября 2016 г. 15:12:44 #

Ну как "все"? Вот даже тут в комментариях есть мнение, что лучше б он был даже не толстым, а просто не таким тонким, зато работал бы дольше. Те самые "все", которые массовый рынок - они супертонкий дорогой телефон тоже не купят. Купят "обычной" толщины. При этом, как я уже сказал, потребление мобильного интернета и время взаимодействия потребителей со смартфонов в ближайшие годы будут только расти. Поэтому с гонкой этой пора завязывать.

Ответить
Технослав Бергамот
0
RBoy гагаджетоман (1264 комментария)
13 октября 2016 г. 18:14:49 #

да, но тренды создают именно эмэйзинг телефоны, а все остальные идут за ними по инерции. еще ни разу не видел, чтобы показали самый обыкновенный по ттх смартфон но с емкой батареей и все (в т.ч. ИТ-журы) начали такие "воу, вот это круууто, нет, ну вы видели?". не создает батарея фурор, не создает батарея и продаж. почему удивляться, что и производители не заморачиваются? покуда не будет спроса, не будет и предложения

Ответить
RBoy
0
Технослав Бергамот гагаджетоман (15995 комментариев)
13 октября 2016 г. 18:25:50 #

Соглашусь, но я ведь как раз об этом же — вот 12-14 лет назад все аналогично гнались за уменьшением кнопочных телефонов и прошли барьер, после которого телефоны стали делать больше. Точнее - размеры как-то устаканились и больше не уменьшались. Вот сейчас мы должны неизбежно прийти к тем же качелям по двум параметрам - росту диагонали и уменьшению толщины. Мой прогноз диагонали - 5.5 дюймов. Те же моды леново-мото как раз в ней же. Возможно, через несколько лет выйдем на 6 дюймов (еще 3-4 года назад диагональ 5" выглядела неприлично большой, айфоноводы угорали, хотя сегодня они с нами все уже). А вот с толщиной я б на 9 миллиметрах останавливался, например. И камера б тогда не выступала, к примеру.

Ответить
Технослав Бергамот
0
Advocate старожил (143 комментария)
14 октября 2016 г. 10:57:18 #

Дело не только в диагонали экрана, но и в размере самого смартфона. У iPhone размер дисплея 4.7 дюйма, а сам аппарат больше некоторых девайсов, у которых экран 5.5 дюймов.

Ответить
Advocate
0
eXodus старожил (315 комментариев)
13 октября 2016 г. 23:24:50 #

То, что один человек написал - не показатель. Меня, к примеру, все устраивает и я не буду пользоваться толстым телефоном. Все, пора ориентироваться на мое мнение?

Ответить
eXodus
0
eXodus старожил (315 комментариев)
13 октября 2016 г. 23:24:52 #

То, что один человек написал - не показатель. Меня, к примеру, все устраивает и я не буду пользоваться толстым телефоном. Все, пора ориентироваться на мое мнение?

Ответить
eXodus
0
Vladislav Serbinovich читатель (11 комментариев)
13 октября 2016 г. 11:05:57 #

Хочу видеть теперь как Самсунг вместо того что бы клепать 2к экраны и процы да побыстрее, начнут делать продукцию которая соответствует всем стандартам безопасности в мобильной технике. Почему то бытовая техника у них славится своей надежностью и классом защиты, а моб. устройства совсем по иной ступени идут.

Ответить
Vladislav Serbinovich
0
RBoy гагаджетоман (1264 комментария)
13 октября 2016 г. 15:09:37 #

что бы самсунг без ваших советов делал ;-) если мыслить "мне не нужно - значит никому не нужно" - то да. вам для энгри бердс и 720р. хватит с головой - значит ли это, что всем хватит 720р. экрана? знаете ли, история уже знает одного значимого в айти человека, который опозорился с подобным мнением, погуглите "640 кб" ;-) и ведь не простой прохожий с улицы. самсунг же старается сделать флагман, который будет самым совершенным во всем. хотите виртуальную реальность - пожалуйста. вот только для нее нужно минимум 2к экран, а то и больше. а для 2к экрана нужен процессор помощнее. и так далее. Ноте7 должен был стать вершиной технического прогресса, самым совершенным в мире. вот только где-то Самсунг просчитался и все вместе оно не заработало...

Ответить
RBoy
0
Евгений Бонд гагаджетоман (8306 комментариев)
13 октября 2016 г. 15:20:20 #

просто 2к применимо, по большему счёту, только для VR, который активно форсируется, да и то там явно минимум 4К надо, а то я со своим неважным зрением увидел пиксели в 2к-смартфоне =)))

Ответить
Евгений Бонд
0
RBoy гагаджетоман (1264 комментария)
13 октября 2016 г. 18:09:41 #

да, потому собственно во флагманах его и ставят. 4к соответственно еще сложнее для железа будет. а во все остальные линейки что самсунг, что все остальные 2к и не ставят, что логично

Ответить
RBoy
0
Advocate старожил (143 комментария)
14 октября 2016 г. 10:59:28 #

Лет 10 назад бытовая техника от Samsung была очень надёжной. Но маркетологи победили инженеров, и теперь их техника стандартно выхаживает гарантийный срок, а потом помирает.

Ответить
Advocate
0
skazka.mk.ua гагаджетоман (2316 комментариев)
13 октября 2016 г. 11:06:49 #

Возникает закономерный вопрос - откуда же берется это давление, которое конструкция оказывает на ячейку с батареей в результате чего положительный и отрицательный полюс наезжали друг на друга. Ответа на этот вопрос почему-то нет, а логично было бы предположить, что в гонке за кубические сантиметры Самсунг, в отличие от более других азиатов ставила батареи относительно небольших размеров, а отдачи требовала от них солидной. Далее подкузьмила тяга к приемлемому времени закачки заряда в такой мешочег. В итоге батарея работала на пределе как по емкости, так и по скорости принятия заряда (а по скорости известно, что чем быстрее закачка, тем меньше срок работы батареи). Если все это еще поправить на коэффициент программистов с непараллельными руками и человеческий фактор, которые могли вкупе где-то зафейлить в софте, который управляет процессом, то можно предположить вполне себе такой вероятный сценарий образования давления и последующих спецэффектов. У меня до сих пор открытым числится вопрос как это все сертифицировали и допускали на рынок, но ответ напрашивается сам собой...

Ответить
skazka.mk.ua
0
Технослав Бергамот гагаджетоман (15995 комментариев)
13 октября 2016 г. 12:03:31 #

В любом случае это инженерный просчет, по итогу. Даже не представляю какого мужества стоило компании размеров Samsung принять решение о закрытии этого проекта. Фактически, по масштабам, аналог только Фольксваген со своими выбросами.

Ответить
Технослав Бергамот
0
skazka.mk.ua гагаджетоман (2316 комментариев)
13 октября 2016 г. 12:21:07 #

Ну то, что просчет инженерный, понятно изначально было. А мужества тут никакого не надо было совсем по банальной причине. Рыночная капитализация (акции) сегодня реагирует на новости совершенно неадекватно их сути и поэтому каждая новость об очередном фейерверке просаживала бы акции. Все стале куда более гораздее, когда дискотека начиналась на воздушных судах. Там, как пишут сегодня молодые люди, можно было неиллюзорно отхватить выплат т.к. сфера зарегулированная, а на подготовленной почве доказывать не пришлось бы ничего вообще. Средняя выплата на 1 боинг в случае чего была бы миллионов 600 долларов + издержки. Далее не факт, что не актвизировались бы страховые тролли. Тут не мужество - тут бухгалтерия. Завтра его подрихтуют и выпустят под новой маркой "самого безопасного смарта в мире" и еще неизвестно как это все в финотчетах обернется. С народной машиной (в каком месте она народная по нынешним ценам? )все иначе. Там ввиду неоднозначных попыток регуляторов регулирования выбросов в стиле "Закон об изобретнии вечного двигателя п.1 Изобрести, внедрить, вчера" т.е. не учитывания технических и технологических реалий производители решили просто обмануть тесты. По факту никакой реальной угрозы от повышенных выбросов там не было, особенно на фоне сотен и тысяч Камазов в этой части Европы и некоторых других факторов. ВАГ конечно пострадал, но я не помню реальных решений о диких штрафах, которыми пугали да и не сел никто. Покупать ВАГ меньше не стали. Т.е. всем пофигу. Так же будет и с Самсунгом. Я не склонен драматизировать это. А вот вопрос о сертификации открыт. И он куда более интересен и занимателен. Ну и что самое характерное - Тесла даже ухом не повела. Вот такая оналитега.

Ответить
skazka.mk.ua
0
Jøķє® читатель (26 комментариев)
13 октября 2016 г. 12:54:16 #

Вот в Xiaomi молодцы ставят емкие батареи даже на бюджетные телефоны, и габариты нормальные и автономность супер.

Ответить
Jøķє®
0
Евгений Бонд гагаджетоман (8306 комментариев)
13 октября 2016 г. 13:52:07 #

они несъёмные, так что шах и мат! ;)

Ответить
Евгений Бонд
0
Jøķє® читатель (26 комментариев)
13 октября 2016 г. 16:24:06 #

Ну мне надо 20 минут чтобы снять аккумулятор :)

Ответить
Jøķє®
0
Евгений Бонд гагаджетоман (8306 комментариев)
13 октября 2016 г. 20:03:14 #

так это мы с тобой как-то можем справиться, читая мануалы и ifixit'ы =) но что делать "не гикам"?

Ответить
Евгений Бонд
0
Белый читатель (21 комментарий)
14 октября 2016 г. 20:28:58 #

Ну у меня Mi4C, я бы не сказал, что у него ёмкий аккум, и без отвёртки его не снять (например в том же самолёте или на природе). Так что мат Бонда засчитан.

Ответить
Белый
0
eXodus старожил (315 комментариев)
13 октября 2016 г. 23:26:46 #

У меня Redmi Note 3 Pro был, батарея на 4100 мАч, но пользоваться им мне лично неудобно из-за толщины и толстых краев.

Ответить
eXodus
0
Эйнстли Барнабеус читатель (4 комментария)
13 октября 2016 г. 13:42:37 #

Какой-то клован хейтер описал свои маняфантазии в этой статье

Ответить
Эйнстли Барнабеус
0
shushik81 читатель (9 комментариев)
13 октября 2016 г. 13:46:01 #

Полностью согласен! У самого Redmi 3S - не самый шикарный и не самый тонкий телефон, но зато держит заряд достойно. Прошлый LG просто достал из за того что приходилось каждый день, а то и 2 раза в день его заряжать

Ответить
shushik81
0
Евгений Бонд гагаджетоман (8306 комментариев)
13 октября 2016 г. 13:49:38 #

эээ, LG3 и LG4 вроде были с несъёмными аккумами и не могли похвастаться автономностью из-за своих 2к-экранов, чего не скажешь о LG2

Ответить
Евгений Бонд
0
shushik81 читатель (9 комментариев)
13 октября 2016 г. 13:55:19 #

А причем тут LG2 собственно? Я разве говорил об этом?

Ответить
shushik81
0
Евгений Бонд гагаджетоман (8306 комментариев)
13 октября 2016 г. 14:14:11 #

о, прости, я думал, что тут у всех поголовно флагманы - как-никак мы все гики =))

а так, не помешало бы указывать модель смартфона, ну и к тому же, ежедневная зарядка - бич всех производителей, за исключением случаев, когда ёмкий аккум стоит

Ответить
Евгений Бонд
0
britva старожил (336 комментариев)
13 октября 2016 г. 15:00:08 #

И да и нет, то есть автономность действительно уничтожается 2К экраном, увы. И даже хорошая емкость(далеко не у всех флагманов батарея 3000) не спасает совсем. Но они съемные, в продаже есть родные кредлы для зарядки батарей. Некоторым странам, например Казахстану очень повезло, у них официально продавался аппарат в комплектации с кредлом, доп.батареей, хорошими наушниками и запасной пластиковой задней крышкой. При этом цена была на уровне нашей украинской, где кроме телефона и зарядки ничего не было.

Ответить
britva
0
Читатель старожил (276 комментариев)
14 октября 2016 г. 1:03:14 #

ЭЭЭ, уважаемый, Вы не совсем правы. В защиту своего G3 Dual скажу, что у него съемная батарея и её хватает на целый день весьма активного юзанья, абсолютным рекордом было 5 часов активного 2К дисплея, в среднем за день 3-3,5 часа. Два часа фуллхд фильма кушает около 10% аккума на автояркости. Как по мне - не плохо. А вот играми трубку можно высадить в ноль за пару часов. Как-то так. Вполне хватало бы и FullHD, но как говориться: "Маємо те, що маємо..." Телефону год. На то время за 300$ нечего больше было взять с хорошим функционалом, двумя симками и одновременно флешкой...

Ответить
Читатель
0
Advocate старожил (143 комментария)
14 октября 2016 г. 11:04:16 #

И в LG g3 и в LG g4 аккумуляторы съёмные. Сам владелец LG g4 и жутко бесило, что на Android 6.0 приходилось подзаряжать аккумулятор днём. Но откатился на 5.1 и заряда хватает на сутки + ещё 30-40% остаётся.

Ответить
Advocate
0
Евгений Бонд гагаджетоман (8306 комментариев)
13 октября 2016 г. 13:50:19 #

эх, я думал, что манера балаболить давно ушла в прошлое тысячелетие...

Ответить
Евгений Бонд
0
Эйнстли Барнабеус читатель (4 комментария)
13 октября 2016 г. 13:55:12 #

Ты хотел написать, в будущее ...

Ответить
Эйнстли Барнабеус
0
Евгений Бонд гагаджетоман (8306 комментариев)
13 октября 2016 г. 14:14:46 #

назад в будущее, чего уж мелочиться =)

Ответить
Евгений Бонд
0
Евгений Бонд гагаджетоман (8306 комментариев)
13 октября 2016 г. 13:47:53 #

Второй абзац вызвал у меня чуть ли не довольную улыбку. Мол, наконец-то допрыгались со своими мини-аккумами и толщиной. Ну хоть будет как минимум 3 варианта развития событий в области аккумов в мобильниках: (1) вернут съёмные аккумы, как было раньше вплоть до S5 (2) что-то будут делать с технологией аккумов и безопасностью (3) перестанут гоняться за минимальной толщиной (пока не появятся технологии, позволяющие сделать это безопасным образом без ущерба для покупателей), плюс увеличение ёмкости, даже если в жертву придётся принести толщину

Ответить
Евгений Бонд
0
eXodus старожил (315 комментариев)
13 октября 2016 г. 23:29:04 #

Вариант один: ничего кардинально не изменится, исправят ошибку и рынок продолжит. Да, гонку за толщиной, возможно, закончат, ибо пора, но и толще делать не будут (да и в последнее время, гонка за толщиной, Как оп мне, прекратилась. iPhone год назад стал чуть толще, S7 Edge тоже.

Ответить
eXodus
0
carapooz гаджетоман (61 комментарий)
13 октября 2016 г. 21:47:30 #

А чем поможет съёмная батарея? Если она рванёт, думаю, в любом случае телефону трандец.

Ответить
carapooz
0
Advocate старожил (143 комментария)
14 октября 2016 г. 11:05:59 #

Если батарею не протыкать, то она не взрывается, а начинает воспламеняться/дыметь. Обычный человек вполне успеет за это время снять крышку и выкинуть батарею.

Ответить
Advocate
0
Богдан Чуб гагаджетоман (1805 комментариев)
16 октября 2016 г. 15:04:51 #

Съемная батарея будет не так плотно прилегать к остальным компонентам. Впрочем, для достижения эффекта не обязательно делать ее съемной. Просто не стоит все упаковывать слишком плотно. S7 edge, к примеру, не взрывается.

Ответить
Богдан Чуб
0
Андрей Возняк гагаджетоман (1377 комментариев)
14 октября 2016 г. 11:00:39 #

"Если руководство Samsung будет получать по доллару за каждый взорвавшийся смартфон, то этих денег вполне может хватить, чтобы заткнуть бюджетную дыру в 3 млрд долларов, в которую корейский гигант засосал сам себя."

не верю, что по миру взорвалось 3 млрд смартфонов)))

Ответить
Андрей Возняк
0
Юрий Юрьевич гагаджетоман (1683 комментария)
14 октября 2016 г. 12:20:37 #

Да во всем виноват iPhone. Истину вам говорю

Ответить
Юрий Юрьевич
0
talex гаджетоман (94 комментария)
14 октября 2016 г. 13:29:25 #

не удивительно, что литиево-полимерные аккумуляторы транспортируют только по воздуху. - может все таки по земле?

Ответить
talex
0