15 самых известных фотографий телескопа Хаббл

Автор: Владислав Режепа, 22 ноября 2015, 00:00
15 самых известных фотографий телескопа Хаббл

Вот уже более 25 лет легендарный телескоп Хаббл успешно путешествует по просторам космоса, передавая человечеству бесценные знания о самых отдаленных участках нашей Вселенной. 24 апреля 1990 года американский корабль Discovery доставил телескоп на околоземную орбиту, где он и находится до сих пор. За это время на Землю было передано более миллиона уникальных снимков отдаленных галактик и небесных тел.

Именно по фотографиям, сделанных Хабблом ученые смогли узнать примерный возраст Вселенной (13,7 млрд. лет), подтвердить теорию о существовании черных дыр, узнать, как зарождаются и умирают звезды и галактики. На работу телескопа было потрачено массу усилий и 6 миллиардов долларов, и все ради того, чтобы узнать хоть что-то новое о мирах вокруг нас.  Сейчас мы продемонстрируем вам наиболее известные фотографии Хаббла, которые полностью перевернули представление о расстояние и времени, о скорости и размерах. Приятного просмотра!

Туманность Конская Голова

Ежегодно команда Хаббла публикует самую лучшую фотографию, сделанную телескопом, чтобы отпраздновать годовщину запуска 24 апреля. В этом году была продемонстрирована изумительная фотография туманности «Конская Голова», которая располагается в созвездии Ориона на расстоянии более 1500 световых лет от нашей планеты.

M16 или Столпы Творения

Это, пожалуй, самый известный снимок Хаббла и космоса в целом. Первая фотография была сделана телескопом в далеком 1995 году, второе изображение в более высоком качестве было опубликовано 1 января 2015 года. На снимке видны гигантские скопления межзвездного газа и пыли в туманности Орел. На самом деле взрыв, образовавший Столпы произошел примерно 6000 лет назад, а расстояние до самой туманности Орел составляет 7000 световых лет. Это означает, что фактически Столпы Творения уже не существуют, и их разрушение мы сможем наблюдать на Земле только через тысячу лет.

Туманность Кошачий глаз

Кошачий глаз имеет официальное название NGC 6543, и представляет собой уникальную планетарную туманность  в созвездии Дракона. Это одна из наиболее сложных по структуре туманностей. На снимке, сделанным Хабблом в 1994 году, можно наблюдать множество различных сплетений и ярких дугообразных элементов. В центре туманности находится огромное гало диаметром 3000 световых лет, состоящее из газообразного вещества.

Галактика Андромеды

В 2014 году телескоп Хаббл сделал наиболее высококачественную фотографию галактики Андромеды за всю историю ее наблюдения. Данная галактика самая близкая к Млечному Пути из гигантских галактик. Скорее всего, наша галактика выглядит идентично Андромеде. Миллиарды звезд, составляющие Андромеду вместе образуют мощное диффузное свечение.

Крабовидная туманность

Крабовидная туманность или M1 появилась в результате взрыва сверхновой звезды в созвездии Тельца. Согласно записям арабских и китайских астрономов, они наблюдали этот взрыв в далеком 1054 году нашей эры. Туманность наполнена таинственными волокнами, а в ее центре находится пульсар — нейтронная звезда  с массой, равной массе Солнца, которая излучает мощные гамма-импульсы.

Звезда V838 Mon

По неизвестным причинам звезда V838, находящаяся в созвездии Единорога, пережила мощный взрыв в начале 2002 года. После взрыва, внешняя оболочка V838 внезапно расширилась, сделав эту звезду самой яркой во всем Млечном Пути. После этого, также внезапно, звезда снова стала слабой. Ученые до сих пор не выяснили причину этого взрыва.

Туманность Кольцо

Туманность Кольцо была открыта Антуаном Даркье  в 1779 году и получила свое название благодаря четко выраженному кольцевому скоплению газа. Туманность состоит из газовых облаков, которые выбрасывают звезды перед концом своей жизни. На сегодняшний день туманность Кольцо является наиболее популярным объектом наблюдения у астронавтов-любителей, ее четко видно даже при мощной городской засветке в любое время года.

Столб и джеты в туманности Киля

Эта удивительная фотография, сделанная Хабблом, демонстрирует огромный космический газопылевой столб, расположенный в туманности Киля. Внутри столба находятся множество зарождающихся звезд, которые формируют мощные джеты — выбросы газа и плазмы, наблюдаемые вдоль оси их вращения.

Туманность Бабочка

Биполярная планетарная туманность в созвездии Скорпион получила свое название благодаря схожести с крыльями бабочки. В центре туманности находится, вероятно, одна из самых горячих звезд во Вселенной — ее температура превышает 200000°C.

Сверхновая звезда

Данная фотография Хаббла демонстрирует сверхновую звезду, вспыхнувшую в 1994 году на окраине Спиральной галактики.

Галактика Сомбреро

Спиральная галактика Сомбреро или M104 располагается в созвездии Девы на расстоянии 28 млн. световых лет от Земли. Как показали последние исследования, Сомбреро на самом деле является скоплением двух галактик. В 1990 году командой Хаббла было установлено, что в центре галактик Сомбреро находится сверхмассивная черная дыра массой 1 млрд. масс Солнца.

Туманность S106

Массивная звезда IRS 4 расправляет крылья. Новорожденная звезда, возрастом всего 100000 лет выбрасывает из своих недр газ и пыль, образуя туманность Шарплесс S 106, изображенную на данной фотографии.

Центавр А

Снимок сделанный Хабблом в 2010 году демонстрирует линзовидную галактику Центавр А (NGC 5128), находящаяся в созвездии Центавр. На фото, восхитительное скопление молодых голубых звезд, огромных светящихся газовых облаков и темных пылевых волокон окружают центральную часть активной галактики Центавр А.

Celestial Fireworks

Блестящее полотно из скопления молодых звезд напоминает красочный фейерверк. Фотография сделана инфракрасной камерой Хаббла, способной понижать шумы и скрывать пыль, окружающую звезды.

Галактика водоворот

M 51 — это галактика, которая находится в созвездии Гончие Псы на расстоянии 23 млн. лет от Земли. Галактика Водоворот состоит из большой спиральной галактики NGC 5194, на правом рукаве которой находится карликовая галактика NGC 5195.

Если вы дочитали до конца, вам будет интересно

Огромные архивы фотографий, сделанных Hubble, можно увидеть на сайтах HubbleSite, официальном подсайте NASA или ESA, сайте, посвященном 25-летию телескопа.

Космический телескоп Hubble: 25 лет на службе науки