владислав режепа

2015 год в исследованиях космоса

Прошедший год оказался насыщен значимыми событиями в мире космонавтики. Были победы и поражения, восторг и разочарование, а главное, было сделано множество интересных открытий. Пока автоматизированные станции изучали отдаленные уголки нашей галактики, мощные телескопы открыли десятки новых космических объектов. Не обошлось и без неудач, связанных с запуском новых грузовых ракет.
Солнце
В 2012 году NASA была запущена космическая обсерватория NuSTAR, главной задачей которой являлось изучение объектов за пределами Солнечной системы. 4 января 2015 г. объективы камеры обсерватории было решено направить на Солнце. В результате ученные смогли получить качественный снимок светила в рентгеновском спектре. Впервые были отчетливо различимы все слои атмосферы Солнца.
Также, 20 марта произошло полное солнечное затмение, которое лучше всего наблюдалось в северной части Атлантического океана и в Арктике. Было сделано большое количество восхитительных фотографий из самолетов и космоса. Помимо прочего, в апреле было представлено минутное видео трехдневной активности Солнца. Для этой цели астрономами было собрано несколько тысяч фотографий активной поверхности звезды.

Марc

8 июня 2015 года НАСА была впервые испытана тормозная система для посадки крупных грузов на Марс LDSD, внешне напоминающая надувную летающую тарелку. Система может стать крайне важным звеном в процессе освоения Красной планеты. Напомним, что американцы планируют высадить первых астронавтов на Марсе уже в 2030 году. Тем не менее проект Mars One до сих пор находится в подвешенном состоянии, в первую очередь, из-за большого количества технологических и финансовых проблем.

Церера

19 февраля американский межпланетный зонд Dawn 4 приблизился к северному полюсу карликовой планеты Церера на расстояние менее 46000 километров. Церера является уникальной карликовой планетой, расположенной в поясе астероидов между Марсом и Юпитером.
В этот же день была сделана фотография планеты, на которой четко было видно два белых пятна. Три месяца спустя зонд подлетел на максимально близкое расстояние к Церере и сделал самые качественные на сегодняшний день снимки загадочных пятен. И только в декабре 2015 года ученным удалось выяснить, что пятна являются скоплениями солей, что ставит большой вопрос о строении планеты.

Плутон

Еще в далеком 2006 году межпланетная станция НАСА New Horizons отправилась в путь к наибольшей карликовой планете Солнечной системы Плутону. В июле 2015 года аппарат смог приблизится на расстояние 12500 километров к ее поверхности, а в октябре был выложен высококачественный 3D-снимок Плутона. Всего станцией было передано на Землю более 50 гигабайт информации. На фото помимо планеты четко виден один из ее спутников — Харон, который также является интересным объектом для изучения.
Всего за три месяца были сделаны более ста открытий, связанных с Плутоном. Например, ученые пришли к выводу, что на планете существует атмосфера и имеется постоянно перемещающиеся ледники.

Энцелад

28 октября прошедшего года космический аппарат Кассини-Гюйгенс пролетел возле южного полюса одного из спутников Сатурна Энцелада на максимально близком расстоянии в 49 километров. Станция сумела собрать образцы льда, которые были выброшены в космос вследствие извержения гейзера. Проанализировав химический состав льда, в нем было обнаружено наличие молекулярного водорода и органических соединений.
Еще в 2010 году ученым стало известно, что Энцелад обладает подледным океаном, находящимся на глубине 30-40 километров. Также было выяснено, что температура нижних слоев океана может доходить до 0…1°C, что сравнимо с некоторой температурой воды на Земле. Более того, с помощью открытий Кассини ученые обнаружили, что подземный океан имеет соленость, и по составу очень близок к мировому океану нашей планеты. В совокупности с геологической активностью спутника, все эти факты увеличивают вероятность того, что на Энцеладе возможно зарождение жизни.

Экзопланеты

В прошлом году было открыто много новых экзопланет. На данный момент их насчитывается около 2030 штук. В их число входят такие знаменитые объекты, как «СуперЗемля», Kepler 452b и CJ 1132b, еще одна схожая с Землей каменная планета, находящаяся на расстоянии 39 световых лет. Изучение экзопланет, позволяют астрономам существенно расширить знания об обозримой Вселенной.
На снимке: телескоп Субару
Также в ноябре 2015 года был обнаружен самый дальний на данный момент объект Солнечной системы — V774104. Открытие было сделано с помощью японского телескопа Субару. Объект находится на расстоянии в три раза дальнем от Солнца, чем Плутон.

Международная космическая станция

2 ноября 2015 года пилотируемым экспедициям на МКС исполнилось 15 лет. К сожалению, круглая дата отметилась двумя крупными катастрофами, произошедших с кораблями, транспортирующими грузы на станцию. В апреле транспортный корабль Прогресс М-27М получил повреждение на орбите и сгорел атмосфере. В июне еще один грузовой корабль SpaceX CRS-7, взорвался через 2,5 минуты после запуска. Это стало первым в истории МКС случаем, когда второй подряд запущенный космический корабль не смог долететь до Международной космической станции.
С другой стороны, прошедший год ознаменовался и рядом достижений, связанных с МКС. В марте на станцию был запущен 123-й пилотируемый полет корабля Союз — ТМА-16М. В полете приняли участие космонавт-рекордсмен Генадий Падалка, который на момент запуска программы провел в космосе 710 суток и совершил девять выходов в открытый космос. Решением Роскосмоса и НАСА два остальных космонавта в составе миссии Союз ТМА-16М Михаил Корниенко и Скотт Келли пробудут на борту Международной космической станции в течение года. Это будет первый полёт с годовой миссией на МКС, которая в некотором смысле станет психологическим экспериментом перед возможным полетом на Марс.

Космические корабли

Достигла успехов в возврате первой ступени ракеты компания SpaceX Илона Маска. В декабре ракета Falcon 9 вывела на орбиту 11 телекоммуникационных спутников и отработала успешную посадку первой ступени ракеты на землю.
23 ноября компания Blue Origin, ориентированная на космический туризм, протестировала свой новый космический корабль New Shepard. Ракета достигла высоты 100 километров и успешно приземлилась на посадочную площадку. Это стало значимым событием для индустрии космотуризма.
В материале использованы фотографии:
Другие спецпроекты gagadget.com
«Широкоформатная» верстка и отсутствие рекламы! Приятных впечатлений!
Наука и техника
Ваш комментарий
5 комментариев
slater 3 февраля 2016 г. 12:01:30 #

Крутая статья, спасибо!

slater
katarina_1990 3 февраля 2016 г. 14:23:03 #

просто вау! спасибо за материал!

katarina_1990