На спутниках Сатурна и Юпитера может существовать жизнь

Автор: Олесь Железняк, 14 апреля 2017, 09:47
На спутниках Сатурна и Юпитера может существовать жизнь

Недавно ученые более подробно рассмотрели данные за прошедшее десятилетие и пришли к выводу, что два спутника Юпитера и Сатурна могут иметь среду, пригодную для поддержания жизни. Во время пролета над спутником Сатурна Энцеладом в октябре 2015 года зонд Cassini был поражен газовым выбросом, который, скорее всего, был гидротермальным гейзером, пробившим ледяную поверхность спутника. Исследователи предполагают, что такие выбросы являются свидетельством достаточного количества химической энергии для развития примитивных микроорганизмов. Также благодаря исследованиям похожих гейзеров на Европе (спутнике Юпитера) NASA объявило, что эти два небесных тела могут поддерживать жизнь.

Как это было обнаружено?

В выброс, через который пролетел Cassini, были обнаружены следы водорода. Ученые полагают, что газ вырабатывается химической реакцией, которая происходит в геотермальных источниках на дне океанов Энцелада. На Земле существуют похожие источники в таких же местах, где водород в сочетании с двуокисью углерода вырабатывает метан в процессе, который называется "метаногенез". Теоретически он считается ключевым компонентом для микробной жизни на нашей планете.

Если говорить более точно, то ученые не обнаружили микроорганизмы на Энцеладе, но они уверены в процессах, которые производят химическую энергию, необходимую для жизни. Даже если исследователи найдут какие-то микробы, то они не будут похожи на земные, ведь они появились в совершенно другой химической среде. Но любое доказательство жизни, даже бактерии, будет невероятным открытием. Также подобные гейзеры (хотя и гораздо реже) извергаются на Европе, которая имеет ледяную поверхность, похожую на Энцелад. Потенциально это предоставляет аналогичные условия для жизни.

Работники Космического цента имени Годдарда сравнили ультрафиолетовые изображения Европы, сделанные космическим телескопом Hubble в 2014 году (тогда впервые были обнаружены газовые выбросы со спутника) с таковыми, снятыми в 2016 году и снова обнаружили гейзеры. Хотя из 12 снимков, которые засняли район местоположения выбросов, следы водородных гейзеров присутствуют только на двух, этого достаточно для продолжения поиска. Также потенциальная схожесть гидротермических процессов на Европе с Энцеладом подтверждается инфракрасными снимками, снятыми зондом Galileo, на которых тепловая активность наблюдалась прямо под локацией газового выброса.

Что дальше?

15 сентября зонд Сassini погрузится в атмосферу Сатурна и сгорит в ней, так что у космического аппарата не будет возможности сделать новые фото Энцелада. Но новая межпланетная станция Europa Clipper, которая будет запущена в следующем десятилетии, осуществит пролет над Европой по пути к своей главной цели - Юпитеру. Новые инфракрасные фото с этого зонда помогут внимательнее посмотреть на те же места, которые заснял Galileo 15 лет назад. При этом на Europa Clipper будет такое дополнительное оборудование, как ультрафиолетовые сенсоры для сбора дополнительных данных. Теперь, когда ученые знают, где и что искать, NASA отправит новейший космический аппарат в одно из мест Солнечной системы, где может существовать жизнь.

Источник: NASA