Автор: Павел Урусов, 26 марта 2015, 06:58

Так получилось, что наша Солнечная система очень сильно отличается от большинства известных астрономам звёздных систем. Ключевое отличие заключается в том, что внутренние планеты (Меркурий, Венера, Земля и Марс), во-первых, имеют небольшие размеры, а во-вторых, находятся на достаточно большом расстоянии от Солнца. Расстояние между Солнцем и Меркурием составляет 0.4 астрономических единицы (почти 60 миллионов километров), между Солнцем и другими планетами — ещё больше. В других системах нашей галактики, во-первых, скалистые планеты имеют большую массу, а во-вторых — находятся на расстоянии до 0.5 астрономических единиц от своей звезды:

Во всём виноват Юпитер. Почему Солнечная система отличается от других звёздных систем-2
Эта диаграмма показывает расположение планет с массой менее юпитерианской в звёздных системах нашей галактики

Судя по всему, учёные нашли ответ на вопрос, почему же наша Солнечная система отличается от других. Оказалось, что во всём виноват Юпитер.

Астрономы Грег Лафлин из Калифорнийского университета (Санта-Круз) и Константин Батыгин из Калифорнийского института технологий смоделировали ранние этапы существования Солнечной системы. Согласно результатам их исследования, опубликованным в журнале Национальной академии наук США, Юпитер сформировался раньше других планет на расстоянии порядка 5 астрономических единиц от Солнца. Затем, под воздействием гравитации, он начал постепенно перемещаться ближе к нашей звезде, пока не остановился на расстоянии порядка 1.5 астрономических единиц (то есть там, где сейчас находится орбита Марса). К этому моменту, скорее всего, из окружающего Солнце аккреционного диска уже успели сформироваться (или частично сформироваться) несколько так называемых «Суперземель» (то есть планет, по составу близких к Земле, но существенно превышающих её по размерам).

Во всём виноват Юпитер. Почему Солнечная система отличается от других звёздных систем-3
Миграция Юпитера привела к нестабильности орбит внутренних планет и их уничтожению

Гравитационное воздействие Юпитера сдвинуло эти ранние планеты со стабильных орбит, в результате чего они столкнулись между собой и в дальнейшем упали на Солнце, после чего из их обломков уже и сформировались нынешние небольшие внутренние планеты.

Согласно этому сценарию, к моменту формирования Меркурия, Венеры, Земли и Марса окружавший Солнце газовый диск, состоявший в основном из водорода и гелия, уже прекратил своё существование. Это объясняет, почему у внутренних планет Солнечной системы содержание водорода в атмосфере очень невелико по сравнению со скалистыми экзопланетами (то есть планетами, находящимися в других звездных системах).

Что же до Юпитера, то он после уничтожения первого поколения внутренних планет начал мигрировать обратно под воздействием гравитационного поля Сатурна, пока не стабилизировался на нынешней орбите (5.2 астрономических единицы от Солнца).

По словам Лафлина и Батыгина, если описанный ими сценарий правдив, то в конечном итоге это может означать, что звёздные системы типа нашей и планеты типа Земли, теоретически способные поддерживать жизнь, могут быть гораздо более редким явлением, чем считалось раньше.

Ваш комментарий
18 комментариев
Deepfreezer ветеран (841 комментарий)
26 марта 2015 г. 7:41:58 #

Теоретически способные поддерживать жизнь. Я бы добавил "белковую" ;)

Deepfreezer
0
Tarasoff ветеран (513 комментариев)
26 марта 2015 г. 14:38:55 #

ТеорЕтически (извини)

Tarasoff
0
LinkOff старожил (144 комментария)
26 марта 2015 г. 8:38:47 #

Вот за что люблю Гагаджет, так за такие понастоящему познавательные материалы. Очень интересная статья. Спасибо, и жду еще.

LinkOff
0
pnin читатель (23 комментария)
26 марта 2015 г. 9:53:28 #

вот и хорошо, вот и славно, и на земле-то хватает не очень умных людей, так что еще только космических придурков во вселенной не хватало

pnin
27 марта 2015 г. 0:58:25 #

Та так... Українська приказка каже: "Дурнів не сіють, не орють - вони самі родяться..."

0
Tarasoff ветеран (513 комментариев)
26 марта 2015 г. 14:37:57 #

"В других системах нашей галактики, во-первых, скалистые планеты имеют большую массу, а во-вторых — находятся на расстоянии до 0.5 астрономических единиц от своей звезды" - это чушь. Планеты бОльшей массы обнаруживают больше только потому, что меньшей вообще обнаружить не могут! Только недавно кое-как научились, и то требуется огромное везение. По косвенным оценкам, исходя из методики и частоты обнаружения, планет размеров с Землю - огромное количество.

Tarasoff
0
Павел Урусов гагаджетоман (4018 комментариев)
26 марта 2015 г. 14:53:45 #

ну вот вам выдержка из оригинальной публикации:

The statistics of extrasolar planetary systems indicate that the default mode of planet formation generates planets with orbital periods shorter than 100 days and masses substantially exceeding that of the Earth. When viewed in this context, the Solar System is unusual.

Павел Урусов
0
chabby_chase старожил (268 комментариев)
26 марта 2015 г. 21:48:32 #

ну, это намного интереснее и, главное, реалистичнее, чем озвученные самсунгом в соседнем материале цены на их шестую галактику

chabby_chase
27 марта 2015 г. 1:01:06 #

Аллюр - три плюса (+++) Гы-гы ;=))

27 марта 2015 г. 13:50:06 #

Аккреция - это бред сивого мерина. Нельзя поднять самого себя за волосы..

27 марта 2015 г. 19:36:09 #

А какое отношение имеет аккреция к барону Мюнхаузену?

28 марта 2015 г. 8:21:14 #

Сжатие самого себя собственными силами притяжения - это аналог поднятия самого себя за волосы. Что собсно делал барон Мюнхгаузен. Он вытащил сам себя из болота за волосы. вместе с лошадью. Вы не читали Распе?

28 марта 2015 г. 8:21:37 #

Сжатие самого себя собственными силами притяжения - это аналог поднятия самого себя за волосы. Что собсно делал барон Мюнхгаузен. Он вытащил сам себя из болота за волосы. Вместе с лошадью. Вы не читали Распе?

28 марта 2015 г. 8:21:47 #

28 марта 2015 г. 23:34:18 #

Нет, Распе не читал, но что-то о бароне его Мюнхаузене слыхал, иногда даже видывал ;=))). Но, тогда по-Вашему получается, что чёрные дыры, галактики, сверхновые, да и просто звёзды - это бред сивой кобылы. В таком случае и я вместе с Вами являюсь оным бредом, поскольку все элементы выше железа - это продукт взрывов сверхновых! Или нет?..

28 марта 2015 г. 23:56:25 #

"Сжатие самого себя собственными силами притяжения - это аналог поднятия самого себя за волосы." Вы не филолог ли по образованию? Потому, что Ваше утверждение - это даже не философское умозаключение трансцендентального вселенского разума, а чистейшей воды схоластика! После очередного перепрочтения Распе, обратите свой взор на труды сэра Исаака Ньютона, как минимум на закон всемирного тяготения! Аналогия в Вашем утверждении ведёт к Закону Всемирного Отталкивания, но я не учил в школе на уроке физики Закона Вашего Имени! ;=)

0
Алексей3 читатель (1 комментарий)
27 марта 2015 г. 14:48:05 #

Мне нравиться это гипотеза лучше, чем искуственое происхождения нашей солнечной системы!

Алексей3