Toyota против Tesla: водород или электричество, кто кого?

Автор: , 16 июня 2016, 00:00

Читаешь новости и понимаешь – сегодня мы свидетели революционных изменений в автомобильной индустрии. Наступает время «зелёного» транспорта – дружелюбного к природе и людям. Производители все чаще анонсируют новые модели, которым не нужен бензин или дизельное топливо. Тренды будущего – водород и электричество. Автомобили олицетворяющие будущее сегодня – водородомобиль Toyota Mirai и электрокар Tesla.

Toyota против Tesla: водород или электричество, кто кого?

Читаешь новости и понимаешь – сегодня мы свидетели революционных изменений в автомобильной индустрии. Наступает время «зелёного» транспорта – дружелюбного к природе и людям. Производители все чаще анонсируют новые модели, которым не нужен бензин или дизельное топливо. Тренды будущего – водород и электричество. Автомобили олицетворяющие будущее сегодня – водородомобиль Toyota Mirai и электрокар Tesla.

За кем из них будущее, за водородом или электричеством, мы и попытаемся сегодня разобраться.

Выбросы в атмосферу

Первая цель всей этой трансформации сделать воздух наших городов чище. Ещё бы, личный транспорт один из основных источников выбросов. Если «озеленить» хотя бы только легковые машины, воздух стал бы существенно чище. Правительства многих стран подталкивают автопроизводителей делать свои автомобили менее вредными для окружающей среды. Традиционные автомобили на бензине и дизельном топливе уже с трудом соответствуют все новым и новым экологическим нормам. Череда скандалов с занижением показателей вредных выбросов, так называемый «дизельгейт», только подтверждает, что для производства безвредного автомобиля нужно переходить на другие технологии. В данном случае водород и электричество. Как это делают, например, один из крупнейших автопроизводителей в мире японская – Toyota и ещё не так давно небольшой стартап из Калифорнии – Tesla Motors.


Mirai позволяет сливать воду на дорогу в любое выбранное вами время

Автомобиль на водородных топливных элементах Mirai от компании Toyota не загрязняет атмосферу никакими вредными выбросами. Вместо дыма из выхлопной трубы автомобиль просто сливает образовавшуюся в процессе соединения кислорода и водорода воду на дорогу. Электрокары от Tesla, седан Model S, кроссовер Model X и бюджетник Model 3, по определению не имеют вредных выбросов в атмосферу. Здесь автомобили идут на равных.

Toyota  1:1 Tesla

 

Экологичность «топлива» 

Но если после появления «зелёных» автомобилей воздух наших городов станет чище, то о природе в целом этого сказать ещё нельзя. И начнём с водородных авто.

Водород, конечно, самый распространённый элемент во Вселенной. Вот только видел ли кто его на нашей планете в больших объёмах? В виде полезных ресурсов – как например природный газ, нефть или азот из которого в большей части состоит наша атмосфера? Нет. Ближайшее место, где водород есть в больших объёмах это Юпитер. Но добывать его там, даже через сто лет мы точно не сможем.

Есть вода. Посредством электролиза водород добывают из неё. Но для этого требуется электричество. Причём в больших количествах. А электричество получают путём сжигания того самого ископаемого топлива – угля, нефти (мазута), природного газа, а это к слову сказать 67 % всего электричества в мире. В результате природа получает свою долю вредных выбросов не от автомобиля, а ещё ранее в процессе выработки электричества. Есть, конечно, гидроэлектростанции и атомные электростанции, но они занимают только определённую долю в производстве электроэнергии.

Другой способ получения водорода - из углеводородного сырья (например, метана) ещё более вреден для природы. В этом случае для получения 1 тонны водородного топлива в атмосферу придётся выбросить от 10 до 30 тонн «парникового» CO2 (двуокиси углерода).

В конечном случае все снова сводится к использованию не возобновляемого природного сырья, которое просто сгорает не в двигателе внутреннего сгорания автомобиля, а на электростанции. Но инженерам Toyota есть что ответить.

Водород предлагается получать из отходов жизнедеятельности человека и животных. Правда при более внимательном рассмотрении выясняется, что речь идёт об усовершенствованной технологии получения так называемого биогаза. Усовершенствовали её, или во всяком случае заявили об этом, путём продления технологической цепочки. Если раньше конечным продуктом был метан, то теперь это – водород. Какие побочные вещества выделяются в атмосферу при получении водорода H2 из метана CH4, смотрите выше.

Другой способ – получение электричества для электролиза от возобновляемых источников – энергии Солнца, ветра и приливов. Правда, действующий водородной заправки с солнечными батареями в Toyota пока ещё не показали. В отличие от той же Tesla.

Сеть «Суперзаправок» от Тесла питает автомобили, как уверяют в компании, в основном от солнечных батарей. И только это, и сама концепция транспортной инфраструктуры будущего, где автомобили питаются от Солнца, не требуя ископаемого топлива, позволяет говорить, что здесь Tesla впереди.

Toyota  1:2 Tesla

 

Дальность хода

 

А вот количество километров которые можно пройти на одной заправке у Mirai больше. Что не удивительно, водород имеет высокую энергоёмкость. Toyota Mirai производит в своих топливных ячейках 114 кВт ⋅ч электроэнергии. Энергоёмкость литиевых батарей Tesla Model S – 60 кВт⋅ч и 85 кВт⋅ч. В результате Model S на полной батарее может проехать только 434 километра на аккумуляторе ёмкостью 85 кВт⋅ч и 335 километров при 60 кВт⋅ч. Тогда как Mirai отвезёт своего владельца на одной заправке 502 километра. Toyota Mirai сравнивает счет.

Toyota  2:2 Tesla

 

Скорость заправки

Считается, что именно невозможность быстро перезарядить аккумуляторные батареи и была решающим аргументом в выборе Toyota заниматься именно водородным транспортом. На заправку Mirai её владелец потратит всего три минуты. А вот с Tesla все не так просто.

Есть два варианта «заправки» - автоматическая замена батареи, на неё уйдёт около полутора минут, и стандартная зарядка аккумулятора. Причём в первом случае владельцу электрокара придётся заплатить примерно 60-80 долларов. А вот зарядка батареи на зарядочной станции для Model S будет бесплатной. Чтобы зарядить аккумулятор на половину его ёмкости потребуется всего 20 минут, а до 80 % уже все 40. А вот владельцам бюджетной Model 3 придётся раскошелится – для них зарядка аккумуляторов будет платная. Вырывается вперёд Toyota Mirai.

Toyota  3:2 Tesla

 

Инфраструктура

 

Чтобы экологически чистые автомобили покупал, мало их только рекламировать. Первое с чем столкнётся потребитель купивший «зелёный» автомобиль – это отсутствие заправок. Особенно мало водородных. Mirai уже продается в Японии и США. Отправлены первые машины и в Евросоюз. Пока среди стран Европы, где продаются водородные автомобили только Германия, Дания и Великобритания. Больше всех заправочных станций среди европейских стран было в Германии – восемнадцать, далее Дания – семь и Великобритания, там их пока ещё четыре. К концу прошлого года германская сеть должна была быть расширена до 50 станций, а к 2023 году будет равняться четырем сотням. В Японии прошлый год должен был закрыться 80 заправками, а в штатах 30. Новых цифр пока не сообщалось.

А вот Tesla оперирует совсем другими цифрами. На сегодняшний день в мире построено 646 заправочных станций Supercharger. Из них в США – 270. Плотно охвачены заправками оба побережья и магистральные пути «Coast to Coast». Проехать от побережья Тихого океана к Атлантическому на электрокаре не составляет труда. В Северной Америке заправки есть и в Канаде и Мексике. Европа не отстает – 231 заправочная станция, преимущественно в Северной Европе, Великобритании, Швейцарии и Германии. Но и в остальных странах сеть быстро расширяется, Франция, Италия, Хорватия тоже уже имеют достаточно широкую сеть заправок.

В Азии, а это только Тихоокеанский регион заправочных станций 126. И это только Китай, в основном юго-восток страны и Япония. Восемь заправок построено в Австралии, в штатах Виктория и Новый южный Уэллс. На Ближнем Востоке только одна страна может похвастаться наличием зарядочных станций, это Иордания – здесь их три.

Не стоит забывать, что зарядить Теслу можно и на обычных электрических зарядных станциях которых тоже уже достаточно много. Можно зарядить электромобиль и дома.

 

Сеть станций Supercharger в США

Водородный автомобиль, казалось бы дома не зарядишь. Но нет. И если Toyota пока для этого ничего не придумала, то есть Honda которая также занимается водородным транспортом. Так как мы говорим не только о Toyota Mirai но и водородных автомобилях в целом то скажем и о ней. Водородный автомобиль Honda FCV будет доступен покупателям уже с этого года. Зарядить его можно будет и дома. Для этого предусмотрена специальная домашняя система которая получает водородное топливо из природного газа.

Но тем не менее Tesla в этом плане пока удобнее.

Toyota  3:3 Tesla

 

Команды поддержки

Не стоит забывать, Тесла и Тойота не единственные кто участвует в зелёной транспортной революции. Но сказать, что мировые производители жестко разделились на два лагеря нельзя. Многие присутствуют и там и там. Кроме Toyota делают ставку на водород Honda и Nissan, корейская Hyundai, немецкие Daimler, BMW и Volkswagen. Водородная Honda FCX, как уже говорилось, пойдёт в серию в текущем году. Свои концепты автомобилей на водородных топливных ячейках демонстрировали и другие производители. Но в отличие от двух японских компаний остальные предпочитают инвестировать в развитие сети водородных заправок, и пока не спешат запускать в серию свои концепты.

В стане производителей электромобилей кроме Tesla производители автомобилей со всех континентов – GM,Volvo, Nissan и другие. Учитывая более широкую сеть зарядок запускать в серию электрокары можно с меньшим риском. Тот же Hyundai, не покидая лагеря водородников, в марте текущего года представил электрический хэтчбек IONIQ. Новые серийные электромобили появляются все чаще. В конце года пойдет в серию Chevrolet Bolt EV. BMW выпускает свой ситикар i3 уже с 2013 года, а в этом году должен появится и i1. Не стоит забывать и об электрической версии кроссовера RAV4, разрабатывавшегося когда-то Toyota совместно с Tesla, может быть она и вернётся к электрокарам в целях диверсификации.

Добавим сюда и «новые» автомобильные компании Apple с проектом «Titan» и LeECO представившую в апреле концепт своего первого электрокара LeSEE – их автомобили электрические. Но учитывая «вес» автопроизводителей с той и другой стороны, а так же то, что некоторые делают ставку на оба вида «топлива» здесь приоритет кому-либо отдавать рано.

Toyota  3:3 Tesla

 

Цена

И наконец, цена экологического вопроса. Стоимость  Toyota Mirai составляет 58 325 долларов в США и 66 000 евро в ЕС, совсем недешево, и сравнимо с автомобилями класса «премиум». Tesla Model S в США продается по цене от  62 400 до 85 900 долларов в зависимости от комплектации. В Европе от 54 720 до 73 000 евро. Ожидаемая цена Model 3 – $35 000 долларов.

Вот только отражает ли эта цена реальную стоимость автомобиля, как того так и другого? Tesla в убытках уже 11 кварталов подряд. За прошлый год убыток – 889 миллионов долларов. На каждый седан Model S приходится 4 000 долларов убытка.

Mirai не менее убыточен, в прессе озвучивалось что потери Toyota на одном автомобиле достигают 100 000 евро. Не удивительно, что электромобили уже давно ездят по дорогам, а водородные автомобили только сейчас выходят в серию.

Экологичность требует усложнения конструкции. В отношении Mirai это особенно точно. По сути, водородный автомобиль от Toyota тот же самый электрокар. Его двигатель не использует водород напрямую. Mirai приводится в движение электродвигателем. Необходимое ему электричество вырабатывается в блоке водородных топливных элементов. Помимо этого питает автомобиль и никель-металлгидридная аккумуляторная батарея, она подпитывается при рекуперативном торможении. Сам водород хранится под днищем Toyota в углепластиковых баках под давлением 680 атмосфер. Чтобы доказать их безопасность и прочность в компании даже расстреливали баки из крупно- и малокалиберного оружия. Даже на первый взгляд видно, что такой автомобиль дешевым быть не может. Во всяком случае, в ближайшем будущем.

Toyota  3:4 Tesla

 

Общий итог

На сегодняшний день итог, кажется, очевиден, электромобили дешевле, или по крайне мере менее убыточны для производителя, инфраструктура более развита, да и с топливом проблем нет. Радужное будущее от Tesla тем более впечатляет – создать мир, где все автомобили будут ездить на солнечном электричестве, вырабатываемом на станциях зарядки и притом, что оно будет бесплатным для владельцев автомобилей, очень и очень заманчиво. Но сбудется ли?

Автомобили на водородных топливных элементах очень сложны. Водород в чистом виде эффективно получать пока не откуда. Но все же мы видели множество примеров когда самые казалось бы нерешаемые технические проблемы решались. Возможно, так будет и с водородным транспортом.

Итог: Toyota  3:4 Tesla

В то же время, может быть через некоторое время мы увидим на дорогах водородно-электрические гибриды. Ведь был уже гибридный Audi A7 Sportback h-tron Quattro, совмещавший в себе литиевые батареи и водородные топливные элементы. Подобный концепт был и у Volvo которая модернизировала свой электромобиль Volvo C30 DRIVe, оснастив его водородными топливными элементами.

Такая гибридизация позволяет в необходимых случаях увеличить запас хода автомобиля и время зарядки, и тем самым компенсировать негативные стороны электроавтомобилей. Собрались в дальнюю поездку заполняете баки водородом, катаетесь по городу – используете электричество аккумуляторных батарей. Так может быть, в итоге все закончится компромиссом.

Для тех, кто хочет знать больше

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Поделиться

Ваш комментарий
24 комментария
sanya_xl старожил (157 комментариев)
16 июня 2016 г. 1:43:23 #

Забруднення середовища батареями по пів тонни ніхто не враховує?

Ответить
sanya_xl
0
Шаман старожил (372 комментария)
16 июня 2016 г. 12:09:53 #

да, об этом упорно молчат. и "водородные топливные элементы" - что это? как их производят и что с отработанными? и еще... представьте себе в будущем, ну пусть процентов 10, на дорогах будет водородомобилей из которых капает вода. в каком состоянии будет проезжая часть зимой? а если их станет 20-30%? кроме проезжей части, что будет с влажностью в городе в любое время года?

Ответить
Шаман
0
Alaska старожил (435 комментариев)
17 июня 2016 г. 12:52:32 #

Если вы внимательно читали статью, то там написано, что воду можно сливать в любое время.

Ответить
Alaska
0
gromich читатель (20 комментариев)
17 июня 2016 г. 18:02:18 #

А где ее сливать? Ладно на трассе на обочине можно, там не так критично. А в городе? На стоянках катки устраивать? Сомневаюсь что в машине за 60+ штук додумались сделать краник чтобы в канистру воду можно было слить. И кстати, резервуар небось подогревать придется постоянно, чтобы не замерзла водичка в нем?

Ответить
gromich
0
Данил гагаджетоман (2922 комментария)
21 июня 2016 г. 18:21:56 #

а почему нет?:) накрайняк, краник в салоне, чтобы попить можно было:))

Ответить
Данил
0
andreydobr старожил (213 комментариев)
16 июня 2016 г. 9:31:55 #

Уже очень давно читал о концепции производстве водорода в океане, на подводное течение ставится турбина, вырабатывающая электроэнергию и происходит электролиз воды. А танкеры приплывают и "собирают урожай". Но мне кажется что вариант использования такого водородного завода рядом с атомной станцией должен быть интересен. Построить еще несколько станций для 100% покрытия потребления в пиковые периоды, а в моменты уменьшения нагрузки запускать электролиз для компенсации. И так как это будет самая дешевая энергия, то и водород не будет дорогим (по сравнению с остальными вариантами). Плюс к этому закрыть все угле-газо станции, и спустить водохранилища (на сколько можно, хотя это и не приоритетно), освободится очень хороший кусок затопленных земель, и там выращивать с/х продукцию ну или поставить те же солнечные батареи)). Как вам концепция?)) Хотя ворье отхапавшее землю на берегу "морей" будет очень против этого.

Ответить
andreydobr
0
Sergey гаджетоман (62 комментария)
16 июня 2016 г. 11:13:47 #

по поводу Илона Маска, его Теслы и тд интересная статья http://www.atraining.ru/trainers/karmanov/myths-and-truth-elon-musk/ основные посылы: 1. Илон Маск - не инженер и не разработчик, а всегда был есть и будет пиарщик 2. патенты на Теслу связаны исключительно с дизайном 3. все технологии и комплектующие Теслы чисто китайские, причем уже по давно устаревшие и тд прочитайте статью, странности и несоответствия с Маском и проектом Теслой сразу отпадут

Ответить
Sergey
0
Юрий Чудновский старожил (211 комментариев)
22 июня 2016 г. 13:39:38 #

Статья не интересная. 1. Вы и автор статьи просто завидуете парню, который сделал миллионы, причём совершенно честно. 2. Вот список из 249 патентов: http://stks.freshpatents.com/Tesla-Motors-Inc-nm1.php Скажите, сколько из них действительно касаются дизайна, т.е. внешнего вида (учтите, что слово design означает разработку, так что "Rotor design for an electric motor" не переводится как "внешний вид ротора для электромотора", в патенте описан an alternate rotor fabrication process то есть процесс производства) 3. Это далеко не секрет, что автомобили собираются из комплектующих со всего мира. "Секретом" остаётся для вас, видимо, то, что производство некоторых компонентов хоть и происходит в Китае, но по патентованным (см. п. 2) техпроцессам, кроме того - не только в Китае: всё же более 80% комплектующих производятся на территории США. 4. В статье есть и откровенные байки, например "об интереснейшем инциденте – как у топовой Model S после 70 000 миль лопнул рычаг подвески. Никакой, часто выдумываемой фанатами гарантии от производителя у “такой-то технологичной и дорогой” машины не было, за один рычаг ему насчитали 6 с лишним тысяч долларов США (видимо, рычаг из цельного мифрила)" или "обычное электротакси из Шеньчженя – ни элитарной сверхстоимости, ни пиара. Работает целый день, стоимость проезда небольшая. У него, что удивительно, батарейный блок той же ёмкости, что и у Tesla – на 85 киловатт-часов".

Ответить
Юрий Чудновский
0
Yan Kim читатель (3 комментария)
16 июня 2016 г. 11:36:18 #

Sergey никто не будет читать твою пургу, гонит он на теслу, у самого даже приоры наверное нет, мир полон невиданных идиотов, чесн слово)

Ответить
Yan Kim
0
Максимка старожил (207 комментариев)
16 июня 2016 г. 21:26:40 #

Да это ж обычные сказочники-разоблачители. У них то Эйнштейн все свои открытия воровал, сидя в патентном бюро, то СПИДа не существует, то ГМО вредные.

Ответить
Максимка
0
Водитель КрАЗа гаджетоман (59 комментариев)
16 июня 2016 г. 12:22:56 #

Все таки Toyota совершила поворот не туда. Зачем это огород из топливных ячеек, если авто все равно использует электродвигатель. Были и чисто водородные авто (ДВС на водороде) у BMW и Mazda. Где они сейчас?...

Ответить
Водитель КрАЗа
0
Водитель КрАЗа гаджетоман (59 комментариев)
16 июня 2016 г. 12:24:44 #

И да, Сергей статья про Маска - полный бред наших российских "братьев"

Ответить
Водитель КрАЗа
0
Stitch71 читатель (43 комментария)
16 июня 2016 г. 13:49:26 #

Уже сейчас разрабатываются намного более эффективные солнечные батареи и аккумуляторы. Когда они станут на поток, их сочетание в автомобиле даст колоссальное преимущество над любыми другими видами транспорта. Уже сейчас новое поколение аккумуляторов имеет в два раза большую емкость(по сравнению со старыми) и значительно меньшее время зарядки! В сочетании в энергоэффективной солнечной батареей встроенной в крышу авто, это даст пробег на одной зарядке в 1000+ километров! ИМХО это решит абсолютно все проблемы с зависимостью электромобилей от зарядных станций!

Ответить
Stitch71
0
skazka.mk.ua гагаджетоман (2335 комментариев)
16 июня 2016 г. 16:02:48 #

Вот АКБ ТЕслы http://autotesla.ru/wp-content/uploads/2015/05/batariya-tesla-model-s-6.jpg Его надо как-то утилизировать.

Ответить
skazka.mk.ua
0
Юрий Чудновский старожил (211 комментариев)
21 июня 2016 г. 14:42:48 #

Да, есть такая штука - переработка называется. В общем-то добывать литий из б/у батарей дешевле чем из земли.

Ответить
Юрий Чудновский
0
Alaska старожил (435 комментариев)
17 июня 2016 г. 12:49:38 #

Вы так легко отдали балл за дальность хода при разнице всего в несколько километров. Считаю, что это не принципиально. Балл не нужно давать. Равные пробеги. Тем более у Теслы есть потенциал в росте пробега - тот же Фольксваген уже анонсировал машины с пробегом более 500км. А вот в водородных больше бак ставить не будут. Да и проще делать электромобиль, чем водородный. Потенциал к снижению цены и, следовательно, к популярности больше у электромобилей. Есть прогноз стоимости аккумов на ближайшие года. Будут дешеветь. Кстати потенциал снижения цены нового авто - тоже можно сделать как один из раундов. Да и заправки у нас уже есть электрические, а вот водородные скорее всего не будут массовыми.

Ответить
Alaska
0
Водитель КрАЗа гаджетоман (59 комментариев)
17 июня 2016 г. 13:04:46 #
  • электромобилю заправки как таковые не особо и нужны. Бери и дома заряжай.
Ответить
Водитель КрАЗа
0
Stitch71 читатель (43 комментария)
17 июня 2016 г. 17:45:40 #

Тем более, что сравнивали Теслу с батареей на 85 кВт, хотя уже давно есть на 90 кВт! И у последней пробег - 294 мили / 474 км в стандартном режиме. А рекорд дальности на 85 кВт-ной батарее - 810 км!!!

Ответить
Stitch71
0
gromich читатель (20 комментариев)
17 июня 2016 г. 13:08:12 #

Дальность хода. Ограничение емкости аккумулятора электромобиля вызвано его ценой. Даже если запихивание максимального числа баллонов с водородом обеспечит дистанцию хода большую чем даст запихивание аккумуляторов, это практически ничего не даст с практической точки зрения. Подавляющему большинству автовладельцев просто не нужен большой запас хода. 300-500 "честных" километров хватит за глаза. Сомневаюсь что и для рабочего транспорта разница по длинне пробега между водородом и аккумулятором будет существенной.

Скорость заправки. Единственное несомненное преимущество. Вот только оно тесно связано с дальностью хода, ибо критично как раз для больших дистанций. А тут правят ДВС. А водород дорог. Ну пусть он будет дешеветь. Но и нефть с развитием электротранспорта будет дешеветь из-за падения спроса... Вобщем уже с этой точки зрения для водорода все плохо. Для остальных людей, решение проблемы сводится к банальному изменению привычек. Всего-то надо каждый вечер ставить машину на зарядку. Да и на перспективу, суперконденсаторы на горизонте маячат. Поставят вместе с аккумулятором в пару, и получится почти мгновенная зарядка для поездки на близкие дистанции.

Инфраструктура. Это не просто +1 к Тесле, а все +1000 к самой концепции аккумуляторного электротранспорта. Ибо для водорода нужна такая же инфраструктура что и для ДВС: 1. нужны предприятия по производству водорода. 2. нужны довольно дорогие заправки(которые на парковке не понатыкать). 3. сложная и дорогая логистка, так как на заправки нужно возить водород на все том же транспорте. И домашняя водородная установка проблемы не решает, люди-то в основном в многоэтажках живут. И врядли в обозримом будущем это изменится.

Между прочим экологии всем этим вред наносится такой, что говорить о загрязнении природы аккумуляторами на ее фоне просто смешно. Не говоря о том что они вообще-то перерабатываются.

С доставкой электричества с электростанций на зарядные станции таких сложностей нет. Все намного проще, дешевле и экологичнее. Да, электростанций нужно будет больше чем сейчас, но ненамного, ибо по мере отказа от ДВС будут освобождаться мощности затрачиваемые на перечисленные три пункта. Цена. Тесла в убытках потому, что тратит всю выручку на развитие бизнеса. Им надо захватить как можно большую долю рынка пока крупные производители раскачиваются.

Автором кстати не затронут вопрос, во сколько обходится 100км на Тесле и на Mirai. Пусть для владельцев такой дорогой машины это может быть не критичным, но для отражения перспектив - хороший показатель. А разница там в разы, не в пользу Mirai. Емнип, ~$10 против ~$3. И даже если когда-нибудь цена на водород снизится, с учетом всего вышеперечисленного, врядли она сможет конкурировать с зарядкой электричеством.

Вобщем не вижу никаких перспектив для водородного транспорта. Может где-нибудь на крайнем севере такая система сгодится, не знаю.

Ответить
gromich
0
Stitch71 читатель (43 комментария)
17 июня 2016 г. 17:48:02 #

Даже для крайнего севера не вариант! ИМХО там накроется система сброса воды...

Ответить
Stitch71
0
gromich читатель (20 комментариев)
17 июня 2016 г. 18:05:33 #

Да, действительно, не подумал про водичку. Как-то получается все как в поговорке "гладко было на бумаге, да забыли про овраги".

Ответить
gromich
0
Данил гагаджетоман (2922 комментария)
21 июня 2016 г. 18:28:19 #

заправка теслы на тесловых заправках халявная(именно заправка, а не замена акб) - так что на тесле вообще нахаляву кататься можно.

Ответить
Данил
0
Данил гагаджетоман (2922 комментария)
21 июня 2016 г. 18:18:44 #

Я бы еще NanoFcell Quantino не списывал бы... А так-то

В результате Model S на полной батарее может проехать только 434 километра на аккумуляторе ёмкостью 85 кВт⋅ч и 335 километров при 60 кВт⋅ч. Тогда как Mirai отвезёт своего владельца на одной заправке 502 километра. Toyota Mirai сравнивает счет.

Разница в 80км по-моему, не столь критична. А вот то, что теслу за, пускай, час-полтора можно зарядить бесплатно, а тойоту - за деньги, по-моему, повод к 1:1 в этом пункте. Не говоря уже о том, что зарядить электрокар можно где угодно таки от розетки.

Ответить
Данил
0
Ton старожил (200 комментариев)
22 июня 2016 г. 16:03:44 #

А по чем водород для народа?..

Ответить
Ton
0