Почему клавиатура с тачпадом превращает Apple iPad Pro в рабочий инструмент поколения миллениалов

Автор: Технослав Бергамот, 18 марта 2020, 21:43
Почему клавиатура с тачпадом превращает Apple iPad Pro в рабочий инструмент поколения миллениалов

На фоне глобальной истории с коронавирусом, захлестнувшей все глобальное информационное пространство от Уханя до Купертино, весенний анонс Apple с презентацией новых iPad Pro и MacBook Air может выглядеть не таким уж значимым событием как в былые годы. Apple пришлось не только отменить церемонию (иначе эти культовые мероприятия называть сложно) презентации, но и перенести ежегодную конференцию для разработчиков WWDC в виртуальное пространство. А еще закрыть свои фешенебельные магазины по всему миру, кроме Китая. Который, к слову сказать, может стать одним из главных выгодополучателей после окончания пандемии вируса, поскольку его экономика уже вышла из карантина в то время как весь остальной мир погружается в пучину затяжной рецессии (нефть дешевеет, биржевые акции падают, венчурные инвесторы рассылают письма о появлении «черного лебедя», воспетого Нассимом Талебом). В итоге Китай имеет совсем не призрачные шансы стать крупнейшей экономикой в мире.

Но речь сейчас не о нем, а о том, что анонс нового планшета (вместе с обновленной внешней клавиатурой, получившей тачпад) навел меня на мысль, что это устройство как нельзя лучше демонстрирует затянувшееся противостояние двух подходов к архитектуре компьютера будущего, начавшееся в 2010 году после анонса самого первого iPad. История эта достойна отдельной книги (хотя в нынешнее время быстрее и надежнее снять телесериал) хотя бы потому, что ее главными фигурантами являются... барабанная дробь... Apple и Microsoft! И нет, это не про холивар между пользователями надежной и привычной Windows и фанатами любой другой системы. Это про фундаментальные отличия, которые кажутся любому человеку незначительными, но на деле определяют разницу между успехом и его отсутствием. 

Начну издалека — планшетный компьютер на самом деле придумала не Apple, а Microsoft (нет, ну может быть такие идеи приходили в голову еще кому-то — всех не упомнишь, тем более, что и следов присутствия устройств тех лет в интернете днем с огнем не найдешь), но идеология планшетных компьютеров была заложена Microsoft еще со времен прославленной во всех смыслах Windows XP, у которой была специальная Tablet PC Edition. Я был счастливым несчастным пользователем одного из первых планшетных компьютеров тех лет. Выпустила его еще Compaq как раз накануне ее поглощения HP. Модель называлась Compaq TC100 и представляла собой 10.4-дюймовый планшет с разрешением 1024х768 (сейчас у любого дешевого смартфона выше) и стилусом. Стилус был довольно интересен сам по себе. Во-первых, он мог работать бесконтактно благодаря индукции (привет, Samsung, твой S-Pen не был первым, хотя и популярнее в сотни, если не тысячи раз). Во-вторых, это был единственный на моей памяти случай, когда я сталкивался с батарейкой формата АААА. И постоянно терзался мыслью где же, заразу, достать, когда она сядет — в 2004 году Aliexpress еще не было (хотя Alibaba уже, конечно же, была). К счастью, избавился я от этого чуда техники задолго до того, как она села. К слову, я был не первым покупателем этого планшета, и после меня его перепродавали еще минимум пару раз. Сердцем и проклятием этого устройства был совершенно феерический процессор, прости господи, Transmeta Crusoe TM5800. Работало все настолько чертовски медленно, что когда я поменял это чудо на другой (не новый, к слову, мои первым новым ноутбуком стал только следующий) ноутбук, моя производительность одним махом выросла на процентов 20, потому что я не проводил время в мучительных ожиданиях когда Проводник Windows соизволит перейти от отображения одной папки к другой.

После того, как Apple выпустила свой первый планшет на мобильной операционной системе, и он, внезапно, стал очень популярным, сначала создав новую категорию устройств, а потом и похоронив (как и предсказывал Джобс во время презентации iPad) нетбуки, в светлом будущем которых на то время не сомневался никто, включая вашего покорного слугу. Apple поняла одну простую вещь, которая и определила ход истории и всего грядущего противостояния: по своей архитектуре планшет ближе к смартфону, чем к компьютеру. Эта простая аксиома позволяет ей сохранять уже долгое время правильный фокус, в то время как Microsoft до сих пор не знает чтоб еще сделать такого, чтобы ее устройства с сенсорными экранами стали массовыми и популярными. Потому что Microsoft, с упорством достойным лучшего применения, настойчиво пытается превратить компьютер в планшет. Дело дошло до того, что Windows 8 стала совершенно шизофренической системой, так и не определившейся она работает с компьютером или планшетом. Сенсорный у него экран или нет. Нужен ей обычный интерфейс, для мышки, или нужно управление, адаптированное для нажатий пальцами на экран, очевидно требующее принципиально других интерфейсных решений. (В этом месте обычно появляются эксперты, рассказывающие, что я ничего не понимаю, что все уже давно не так, и что новая Windows 10 уже победила все эти детские проблемы. Но нет, не победила, потому что изначально ее идеология использования ущербна. И всегда была ущербной, со времен Windows 8).

Что мы наблюдаем сегодня: совершенно очевидно, что будущее за сенсорными интерфейсами. Например, вы же не будете подключать мышку или тачпад к экрану холодильника. Не нужно пересматривать визионерские ролики компании Corning, чтобы понять какими будут экраны будущего. Microsoft знает это давно и всеми силами пыталась закрепиться на этом рынке. Но после продолжительных боев на всех фронтах сдала все свои позиции на рынке операционных систем для смартфонов еще несколько лет назад. Просто отдала этот рынок Apple и Google, которые стали законодателями мод в этой отрасли и теперь контролируют 80% трафика в интернете. Собирая безумного размера архивы данных о своих пользователях. С планшетами было несколько попыток, самая веселая, конечно же, связана с Surface. Когда Microsoft настолько устала от «тупых» вендоров, раз за разом отказывавшихся выпускать планшеты по ее лекалам и надуманным сценариям использования (тут налицо подмена причины и следствия — на самом деле вендорам все равно что выпускать, но если его величество покупатель не хотят покупать эти устройства, то на кой черт их выпускать, зарывая свои деньги?), что решила показать «как нужно» и выпустить свой планшет. Планшет вышел громко и рухнул как шкаф в первой же своей инкарнации Surface RT. После нескольких лет «лупания этой скалы» Microsoft сожгла кучу денег и даже вышла на какие-то результаты. Мне даже могут возразить — дескать, новые Microsoft Surface являются лучшими портативными компьютерами на Windows, и я, быть может, даже соглашусь. Но скорее посоветую купить хороший ультрабук Asus — как минимум, стоить будет дешевле. Еще одна ремарка: один раз в жизни видел человека с Microsoft Surface и было это в Нью-Йорке в отеле, где мы жили во время ежегодной презентации Acer. Зато людей с iPad или MacBook вижу везде и постоянно. Например, мне ни разу за десятки перелетов в самолетах не удалось совершить перелет без хотя бы одного пассажира с iPad в салоне.

Теперь вернемся к презентации iPad Pro. Если отбросить все эти петросяновские шуточки про «никому не нужные» устройства Apple, недалекие высказывания «для работы нужна только настоящая™ Windows», то Apple (в отличие от постоянно мечущейся в поисках решений вопроса Microsoft) четко следует своему плану и выбранному пути. Заключается он, как я уже сказал, в простой истине: ноутбук – это одно устройство, планшет — другое. Планшет архитектурно ближе к смартфону, поэтому ему нужна мобильная операционная система. Это обеспечивает ей все преимущества: длительное время автономной работы (спасибо ARM-процессорам), удобство управления для пользователей и удобные размеры. Кстати, мне было всегда интересно: что если бы Microsoft поняла в чем соль и выпустила планшет на операционной системе Windows Phone? Даже звучит странно, правда? То есть Microsoft даже операционную систему назвала так, что это исключает подобный ход мысли. Если я доживу до систем предсказания искусственным интеллектом подобных сложнейших сценариев, обязательно задамся этим вопросом, возможно, тогда узнаю вариант такого развития событий.

В итоге Apple не собирается делать ноутбуки с сенсорными экранами (хотя бы потому, что их пользователей коробит, когда кто-то тычет пальцами в экран их макбука, оставляя на нем сальные следы). Зато готова превращать свои планшеты в ноутбуки. Но только для тех, кому это интересно и подходит. Кто же пользователи iPad Pro? Дизайнеры, блогеры и видеоблогеры — люди, которые олицетворяют собой креативную экономику. Они могут работать как самостоятельные единицы, при необходимости объединяться в команды на время работы над проектами. Они гибкие и не хотят связывать себя с работой в офисном кресле на постоянной основе. Никого не напоминает? Разве не это все — характеристики нового поколения, именуемого миллениалами? Это новое поколение потребителей, которые уже перешли во взрослую жизнь и зарабатывают самостоятельно (родившимся в 2000 году уже стукнуло 19 лет). Они очень гибкие, легко меняют привычки и свое окружение, создают новые. Легко знакомятся, значительную часть своего времени проводят в интернете. Интернет для них — дом родной, он был для них всегда. Как и мобильная связь, к примеру. Они даже могут работать в интернете (как я, например, хотя я, мягко говоря, не отношусь к миллениалам). Сенсорные экраны для них понятны и удобны, а если нужно набрать много текста, соорудить презентацию или поработать со сложной электронной таблицей, то тут как раз и поможет внешняя клавиатура с тачпадом. Которую можно достать из сумки и поставить рядом с собой на столике в кафе. 

Эта же гибкость позволяет новому поколению легко адаптироваться к ситуации даже такой сложной, как нынешняя, с карантином. Нельзя ходить в офис? Да они никогда и не ходили. Нельзя встречаться с другими людьми? Да ради бога — видеосвязь придумана именно для этого. Нужны инструменты для работы? Да большинство из них доступны прямо из браузера. Не знаю отдаете ли вы себе отчет в этом но, например, 80% моей нынешней работы проходит в браузере. Даже этот текст я пишу в CMS-системе нашего сайта в браузере. И всегда так делаю, потому что это удобно. А часть остальных, нужных мне для работы, инструментов, тоже доступны через браузер — Slack, Trello, Evernote, облачный офис (Google, конечно же — зачем мне Microsoft, если для моего смартфона родной является экосистема Google?)

Новый iPad Pro стоит больше 1000 долларов, — скажете вы, — какие миллениалы? И будете правы. Но у Apple нет цели захватить весь мир, ей интересна лишь та аудитория самых активных, целеустремленных, которые достигнут успеха через несколько лет. И которые станут пользователями экосистемы Apple в ближайшем будущем, начав сегодня, например, с покупки подержанного iPhone 7 за пару сотен долларов. Да и сами передовые устройства становятся доступнее, с годами. Сегодня любой смартфон за 100 долларов умеет намного больше, чем умела флагманская модель за 800 долларов 10 лет назад. Что по производительности, что по своей камере. Конечно, можно еще добавить про LIDAR и будущие возможности для дополненной реальности в этом планшете (которые мы ждем из года в год, но они так и не находят массового применения). Про двойную камеру (новый тренд в планшетах, которым нужны новые измеряемые характеристики для будущих продаж, а две камеры — это больше, чем одна). Про 5 микрофонов для записи звука (обещают прям студийную запись, во что верится с трудом) и 4 динамика для его воспроизведения. Но про это все или вы уже и так узнали, или и так все вам напишут и расскажут. На мой взгляд, ключевым к понимаю того куда движется Apple в своих разработках планшетов является именно появление этой клавиатуры с тачпадом для планшета. Превращающей его (на время, потому что постоянно она планшету и не нужна) в ноутбук. Ноутбук, работающий (это важное отличие, акцентирую внимание на нем еще раз) на операционной системе для мобильных устройств. И если по какой-то причине через 10-5 лет ноутбуки совсем канут в Лету вместе со своими операционными системами, и мы станем ежедневно пользоваться такими мобильными устройствами, Apple уже будет готова к такому будущему. 

Для тех, кто хочет знать больше

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Поделиться

Ваш комментарий
19 комментариев
Makc0809 читатель (18 комментариев)
18 марта 2020 г. 22:07:19 #

iPod, ты ли это?) В телеге не исправили

Ответить
Makc0809
0
Евгений Бонд гагаджетоман (8537 комментариев)
19 марта 2020 г. 0:40:31 #

Ну, как вариант, могу рассказать, что в Гамбургском универе частенько вижу Surface. Правда, тут надо делать поправку на инженерную (и не только, там куча разного, в том числе и медийка) направленность универа =)))

Кстати, мне понравилась конструкция нового чехла с клавой - это уже значительно удобнее того, что было раньше =)))

Ответить
Евгений Бонд
0
Savin Alex читатель (13 комментариев)
19 марта 2020 г. 0:52:11 #

Интересно. Но нет. Кроме простых задач на 19 лет, есть более сложные, лет на 25, например, инжинерные, финансовые, конструкторские и прочее, для которых, возможностей большого смартфона (планшетов эпл) увы, не хватает. А потом они станут еще старше, например лет 40, и поймут, что пальцы уже не те, да и глаза хромают и нужна хорошая механическая клавиатура...

Ответить
Savin Alex
1
Shadow гагаджетоман (1666 комментариев)
19 марта 2020 г. 13:34:44 #

Возможно, это субъективное мнение, но если в 19 не было инженерных, финансовых, конструкторских и прочих задач, то к 25-ти они тоже не появятся. Кому же все перечисленное интересно уже в 19 - тот сразу выберет себе инструмент гораздо эффективнее, проще и, наверняка, дешевле. Навскидку, кроме журналистики, сферы издательства и, может быть, дизайна, мне сложно представить серьезным рабочим инструментом айпад. Повторюсь, могу ошибаться. А вот для инстаблогинга, веб-коучинга, фейсбук-дизайнинга и прочих придуманных мной комбинаций иностранных слов, которыми могут заниматься 19-летние - айпад отлично подходит. И для задумчивого попивания кофе в старбаксе с видом будто на экране у тебя сейчас решается судьба мира. Потому что золотистый и дорогой. Шутка. В общем, я про модель использования. Кодить, например, сейчас и на айпаде можно, и на холодильнике. Как и забивать гвозди микроскопом. Но много ли так будет делать?

Ответить
Shadow
1
VDoc читатель (4 комментария)
20 марта 2020 г. 14:30:07 #

тут я с вами не соглашусь. Например мне, как человеку работающему с данными, даже относительно мощный лэптоп часто недостаточно мощен. Да и даже дэсктоп, который еще и не возьмёшь с собой никуда. Поэтому 99% времени я просто подключаюсь к удаленной виртуальной машине, которая на порядок мощнее, еще и динамически может доступные ресурсы изменять, а платите вы только за то, что используете. А уж там вы можете делать все, что вашей душе угодно и в зависимости от ваших потребностей. И так работает все больше и больше профессионалов. Сервисов полно, начиная от решений от MS и Амазон и заканчивая многочисленными небольшими компаниями. И все к тому и движется. С широким внедрением 5G большинство персональных рабочих устройств превратится в, по сути, терминалы для подключения к удаленным сущностям. Что в моем случае сейчас и происходит. И iPad Pro с нормальной поддержкой периферии работает прекрасно. Тот же Citrix на нем работает идеально

Ответить
VDoc
0
Shadow гагаджетоман (1666 комментариев)
21 марта 2020 г. 0:44:45 #

Нисколько не претендуя на истину в последней инстанции. Почему через айпад? Почему не через асер? Или китайский ноунейм? Или смартфон? Или холодильник? Или распберри пай с 55-дюйм. монитором? В чем исключительность айпада при подключении к виртуальной машине? Чем он лучше ультрабука, коему и периферии не надо? Чем удобнее? Можно ли считать его основным рабочим инструментом при наличии виртуальной машины?

Ответить
Shadow
1
VDoc читатель (4 комментария)
21 марта 2020 г. 2:17:04 #

Так я и не утверждал, что это должен быть именно айпад. Читайте внимательнее. Я отвечал на комментарий, в котором человек полагает, что работать на айпаде могут только всякие журналисты или блоггеры. Я же ответил, что в современных реалиях с айпада может работать много кто. Можно и с других девайсов, но я отвечал на комментарий, в котором речь шла именно про айпад. Если кому-то нравится айпад по многим причинам (дизайн классный, экран замечательный и прочее) и не пугает цена, то почему им и не пользоваться? Не слушая разных «ой, да айпад только для хипстеров и ничего серьезного на нем сделать»

Ответить
VDoc
0
VDoc читатель (4 комментария)
21 марта 2020 г. 3:13:54 #

Расширяя тему. Вообще iPad Pro в моем случае это пока больше про удобство, чем про необходимость. Потому я его и не покупаю. Работаю с базового MB Air 2017, потому что это дешево, отличного качества и клавиатура гораздо больше мне нравится, чем у новых моделей. Когда вопрос мощности машины не стоит на первый план выходят другие приоритеты - качество экрана, устройства ввода (клавиатура), батарея, портативность и надежность. Все это мне мой Air закрывает (экран, правда, хотелось бы ретина, но некритично, все равно чаще он подключен к внешнему монитору). Теоретически, можно взять MB Pro с Core i7 за $2,500+, но мне бы все равно часто не хватало его мощности для моих задач и все равно пришлось бы использовать cloud computing, так зачем выбрасывать такую кучу денег за то, что используешь на 10%? Возвращаясь к iPad, это к вопросу об одном девайсе для всего. Когда работаешь дома, просто подключаешь периферию, подключаешься к удаленной виртуальной машине и все, работаешь по-взрослому. Закончил, отключил и используешь для развлечения и отдыха. Когда нужно, просто взял с собой, легкий, удобный и долго живет от батареи, гораздо портативнее лэптопа. Если цена не напрягает, то это совершенно рабочий сценарий использования. Опять же, любой нормальный ультрабук стоит столько же, сколько и iPad Pro, а то и дороже. Я вот, к примеру, всерьез рассматриваю возможность перехода на такой вариант. Я рассматриваю не только iPad, но и Samsung Galaxy Tab S6 тоже, который чуть дешевле и поддерживает Dex. Хотя, если все равно подключаешься к удаленной машине, Dex как бы и не важен. Плюс Гугл уже махнули рукой на "таблеточный" андроид, так что, может, уже вообще стоит забыть про них, тем более, если это будет основной рабочий инструмент (iPad в плане качества и поддержки вызывает больше доверия). Вот так. Парадигма меняется, сервисы виртуализации и облачного хранения становятся все дешевле и дешевле, в то время как скорости передачи данных становятся выше и выше (и дешевле тоже). Добавьте к этому то, что объем дынных все увеличивается, и получите, что покупать дорогущего монстра домой имеет смысл только для игр, да и это с развитием виртуализации игр (на удаленной машине с каким-нибудь Xeon процессором и топовой видеокартой/-тами со стримингом на локальную машину) уйдет в прошлое. И как я уже сказал, на первое место выходит качество интерфейса - качество экрана, клавиатуры, портативность, поддержка периферии и быстрой передачи данных, надежность

Ответить
VDoc
0
Shadow гагаджетоман (1666 комментариев)
21 марта 2020 г. 9:34:34 #

Небольшая ремарка - не подумайте, что я отрицаю постепенный переход от десктопов к планшетам. К тому идет. Но еще остаются сферы, где позиции ПК традиционно сильны. Теперь по сути. Человек также написал, что он субъективен :) Но, заметьте, при этом НЕ исключил возможность организации работы любой сложности на айпаде. Я лишь задаю вопрос в удобстве такой работы. Вообще, большая проблема каждого из нас в том, что мы склонны примерять свою модель использования техники на всех вокруг. Вы описали свою модель - и она Вас устраивает. Я не буду даже спорить об удобстве домашнего превращения айпада в суперкомпьютер. Тут каждый волен делать, как считает нужным. Можно ли это сделать? Да. Принципиален ли именно айпад в качестве "терминала"? Нет, Вы сами это подтверждаете. Тут выбор будет в плоскости лояльности к марке. Плюс инструментом остается все же не сам "терминал", а облако. Потому как без облака работа ваша встанет. Опять же, скромное личное мнение. Теперь к моей модели. Моя модель использования несколько другая. Для комфортной работы мне важно видеть одновременно 3-4 окна. 2 из них - из специализированных программ. Вмещать все это даже на 13-дюймовый экран я считаю полным извращением. Подключать два монитора к айпаду - тоже :) Это как пример, не воспринимайте сильно всерьез. При всем этом, вне работы, в 95% случаев я пользуюся планшетом. Остальные 5% выпадают на протирание пыли из старенького ноута. Вы действительно привели хороший пример с Big data и облачными вычислениями, который я в самом первом комменте упустил. Что ж, теперь я буду несколько лояльнее к хипсетрам в кофейне :) Авось они действительно решают судьбу мира в тот момент :)

Ответить
Shadow
0
VDoc читатель (4 комментария)
27 марта 2020 г. 2:19:49 #

По поводу «настоящий инструмент - это облако», в целом, так и есть. И без него бОльшая часть моей работы встанет. Но в моем случае и с любым другим устройством - пусть будет какой-нибудь Макбук, аймак, серфэйс, что угодно, - моя работа тоже встанет, данные-то все равно там, в облаке, хранятся, на мою локальную машину они все равно не влезут :) вот насчёт подключения нескольких мониторов - это да, согласен. Ну и что мне все ещё не нравится, так это все равно корявая поддержка той же мыши, когда подключаешься к удаленной Windows машине через Citrix (да, я слукавил немного в первом комментарии). На Dex от Самсунг в этом плане гораздо лучше, вот только как таблет девайсы на андроид так себе, к сожалению

Ответить
VDoc
0
Flood читатель (1 комментарий)
19 марта 2020 г. 6:35:39 #

Gagadget, не перестанете облизывать Яблоко - перестану вас читать. Что за идолопоклонство? Что за культивирование Эпл?

Юсб-С добавили - ахтыжтвоюмать великое достижение! Чехол с тачпадом как у Самсунга - этошедевр! Добавили виджеты из Андроид - OMG отдельная OS! Великодушно разрешили работать с файловой системой как в Андроид - ФСЬО, ПК не нужен!

Цирк.

Ответить
Flood
1
Евгений Бонд гагаджетоман (8537 комментариев)
19 марта 2020 г. 10:42:43 #

Не являюсь яблопоклонником, но не могу не признать, что конструкция подставки - это уже действительно прогресс, т.к. так на колени уже намного удобнее поставить, ну и экран расмещается выше, чем обычно бывает

Ответить
Евгений Бонд
0
Shadow гагаджетоман (1666 комментариев)
19 марта 2020 г. 13:35:55 #

Аж олдскулы свело в абзаце о ТС100

Ответить
Shadow
0
ArturMitsurin читатель (3 комментария)
19 марта 2020 г. 16:26:55 #

Отличная статья

Ответить
ArturMitsurin
0
Древний Укр читатель (19 комментариев)
19 марта 2020 г. 22:53:43 #

Всё бы хорошо, только почему у нас так любят использовать слова, значений которых не знают? Миллениалы это люди, родившиеся в 80-х - первой половине 90-х годов прошлого века. 19-летние - поколение Z, они же зумеры. Это как назвать iPad например Walkman'ом с умным видом.

Ответить
Древний Укр
0
Hohotun старожил (278 комментариев)
20 марта 2020 г. 10:52:57 #

Окей, бумер :D

Ответить
Hohotun
0
ArturMitsurin читатель (3 комментария)
20 марта 2020 г. 11:01:16 #

Интересная статья, большое спасибо)

Ответить
ArturMitsurin
0
sich читатель (43 комментария)
21 марта 2020 г. 17:20:50 #

Смешно. iPad, даже про, детская игрушка и девайс для потребления контента. Surface Pro - рабочая лошадка с кучей профессионального сложного софта и мощным аппаратным обеспечением. Аргумент «я не видел surface в самолете/кафе/в парке» вообще не релевантный, так как в указанных местах люди склонны не работать, а опять же потреблять контент и играть, или редактировать какой-то текст/письмо. Для этого действительно достаточно дешевого планшета, не обязательно от эппл.

Ответить
sich
0
Евгений Бонд гагаджетоман (8537 комментариев)
21 марта 2020 г. 17:44:45 #

Ты бы комменты для начала почитал ;)))

Ответить
Евгений Бонд
0