Записки маковода: о программах по умолчанию

Автор: Сергій Макаренко, 24 октября 2012, 04:00
Записки маковода: о программах по умолчанию

Ух, я сейчас затрону болезненную для многих тему. Надеюсь, большинство из вас адекватно отреагируют на эту статью, в которой я опишу свое отношение к этому вопросу и нам удастся избежать очередных бурных дебатов, которыми сопровождалась публикация моей предыдущей статьи. А если не удастся, то, как известно, в споре рождается истина. Итак, начнем.

Многие из вас считают, что Apple управляет, или хочет управлять сознанием своих пользователей, — как вам больше нравится. Возможно, отчасти это так, но в подавляющем большинстве случаев Apple движет желание сделать свой продукт максимально удобным для использования. Это касается как iOS в целом, так и каждой программы по отдельности, которая входит в стандартный набор в iPhone, iPad или iPod Touch. И компания справляется с этой задачей очень неплохо. Потому что фактически Apple дала толчок идее использования GIU в промышленном масштабе на «больших» компьютерах, после того, как выкупила эту перспективную, по их мнению, разработку, на которой Xerox собиралась поставить крест. Чуть больше, чем через двадцать лет история повторилась. На этот раз в плане революции в интерфейсе смартфонов. Причем революция эта была настолько обширной, переворот в умах пользователей таким серьезным, что они довольно быстро отдали предпочтение фактически «голой», тогда еще, iPhone OS и променяли на нее функциональные и технологически продвинутые смартфоны на базе Symbian и Windows Mobile. iPhone OS была замечательной системой, но пользователям ее возможностей было мало. И они стали требовать у Apple расширения функционала. Стив Джобс пообещал, что в скором времени появятся чудесные веб приложения, которые будут запускаться в мобильном Safari на телефоне. Но пользователям такой вариант не понравился. Появился Installer.app, который позволял загружать и устанавливать настоящие, всамделишние программы на iPhone. Apple приняла во внимание пожелания пользователей и в следующей версии iPhone OS появился App Store. Сделано это было, во-первых потому, что так хотели пользователи и если бы на это желание компания не отреагировала вовремя, то без ее участия силами энтузиастов была бы создана экосистема, на которую Apple никак не могла бы влиять. Во-вторых, потому что идея оказалась жизнеспособной. Причем, запустив App Store Apple параллельно разработала iOS Human Interface Guidelines. Поскольку на то время только Apple знала как писать самые крутые и правильные приложения для iOS она решила поделиться свои опытом с будущими разработчиками. Такой подход преследовал несколько целей: сэкономить время программистам и передать им свой опыт разработки приложений в обмен на программы, которыми они будут наполнять App Store и дать пользователям использовать свой опыт работы с iOS при освоении новых приложений. В конечном итоге на выходе получилось много программ, которые быстро написали новообращенные разработчики для iPhone, а у пользователей не возникало проблем с их освоением. И все были счастливы.

Записки маковода: о программах по умолчанию-2
iCloud Tabs. Позволяет просматривать перечень вкладок, открытых на разных устройствах в вашим Apple ID. Очень удобно, особенно когда ищешь нужную ссылку, которую забыл куда-то сохранить.

Стоит упомянуть здесь о том, что выгодным отличием встроенных приложений в iOS от программ, написанных сторонними разработчиками является их глубокая интеграция в систему. Например, в Mobile Safari поддерживает список отложенного чтения и, так называемые, iCloud Tabs. В списке чтения можно сохранять интересные страницы, которые вы не успеваете прочитать и ознакомиться с ними попозже. Причем список отложенного чтения позволяет просматривать сохраненные страницы без доступа в интернет. iCloud Tabs — функция, которая показывает открытые вкладки на устройствах, связанных с вашим Apple ID. Например, я могу начать просмотр страниц на домашнем компьютере, а продолжить под дороге на встречу. Это очень удобно. Многие из вас могут возразить: «да кому это нужно?». И отчасти будут правы. Но здесь стоит принимать во внимание то, что Apple очень ревностно относится к репутации своих продуктов. Во-первых, пользователь имеет список задокументированных функций, которые описаны на страничке продукта и должен по факту получать их. Для того, чтобы выполнить это условие, Apple могла бы, например, предоставить возможность получить доступ к этому функционалу разработчикам. Однако реализовать такое на практике нельзя, потому что пришлось бы фактически предоставлять третьим лицам доступ к данным пользователя, которые хранятся в iCloud. А это противоречит условиям лицензионного соглашения, не говоря уже о том, что Apple потом захлебнулась бы от исков недовольных, которым бы это не понравилось. Во-вторых, внешний вид некоторых приложений оставляет желать лучшего. Вспомнить хотя бы браузер Opera. У людей с обостренным чувством прекрасного его внешний вид вызывает ужас. В-третьих, Mobile Safari умеет делать то, что не умеют другие браузеры. Например, сохранять контакты в адресную книгу или PDF документ в iBooks. И если предоставить возможность сторонним разработчикам использовать этот функционал не факт, что они станут это делать.

Записки маковода: о программах по умолчанию-3
Отложенный список чтения. Сервис, подобный Pocket или Instapaper с возможностью оффлайн просмотра сохраненных тсраниц.

Вторая программа, которую нельзя заменить — почтовый клиент. По этому поводу я читал в интернетах немало жалоб, проклятий и нытья. В основном пользователи, выражавшие недовольство, хотели видеть на месте Mobile Mail почтовый клиент Sparrow. Но. Насколько мне известно, Sparrow не поддерживает push нотификации, у него нет поддержки Exchange и он не поддерживает S/MIME шифрование писем, которое поддерживается Mobile Mail. Как такое приложение сделать системным, если оно не будет понимать, допустим, системного вызова для того, чтобы отправить письмо, подписанное сертификатом, который храниться в системной связке ключей? А теперь давайте представим на минутку, что Apple все таки пошла на встречу пользователям и разрешила менять приложения по умолчанию. Однако перед этим ей пришлось бы сделать следующее. Сначала нужно было бы разработать перечень базовой функциональности, которую должно было бы поддерживать любое стороннее приложение определенного типа. Например, если это браузер, то он должен работать с Cloud Tabs, списком отложенного чтения, уметь сохранять контакты в адресную книгу, PDF документы в iBooks, добавить ссылку на страницу на рабочий стол, отправить документ на печать и еще кучу всего (потому что, как ни странно это звучит, но любой сторонний браузер по перечню возможностей и в подметки не годиться Mobile Safari). Потом бы пришлось заставлять разработчиков выполнять эти требования. Именно заставлять. Чтобы пользователь потом не кричал: «а вот Apple написала, что такое делать можно, а этот проклятый браузер такого не умеет» и т. д. А если программа не поддерживает полный перечень функций, который доступен, то какой смысл в новом браузере по умолчанию? Если он не сможет обработать какой-то из системных вызовов из-за того, что данная функция им не поддерживается. Например, не сможет вызвать приложение телефона (элементарно позвонить) по тапу на номер на странице интернет-магазина. Или такой почтовый клиент, которые может будет лучше, чем Mobile Mail, работать с приоритетами писем, но не сможет отправить письмо, подписанное сертификатом. В общем, фиксированные приложения по умолчанию — это не прихоть Apple, как может показаться на первый взгляд. Это желание компании сохранить целостность платформы, монолитность и стабильность работы своего продукта. В противном случае мы бы пользовались системой, которая по своему поведению очень бы напоминала Android. Поэтому эту функциональность в том виде, к которому привыкли, мы вряд ли увидим. Однако в истории есть немало примеров, когда пользователи влияли на Apple для того, чтобы отстоять свои интересы. И если мы свои желания сумеем донести до компании, возможно в приложениях по умолчанию появится тот функционал, из-за которого мы встроенные программы хотели бы заменить сторонними. Автор — маковод со стажем, руководитель сервисного центра computersart.com.ua

Сергей Макаренко на Google+

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Поделиться

Ваш комментарий
14 комментариев
andreydobr старожил (213 комментариев)
24 октября 2012 г. 7:52:18 #

Извините, прочитав статью, в голову пришло выражение Голохвастова из фильма "За двумя зайцами" - "Ну зачем, это же очень и очень!"

Ответить
andreydobr
0
Username гаджетоман (72 комментария)
24 октября 2012 г. 9:57:57 #

о том что программы по умолчанию не умеют скромно помолчим

Ответить
Username
0
Andrew Antonets гагаджетоман (1209 комментариев)
24 октября 2012 г. 11:27:52 #

И если предоставить возможность сторонним разработчикам использовать этот функционал не факт, что они станут это делать Отакої! Суровый довод :-)

P.S. Функционал

Ответить
Andrew Antonets
0
RBoy гагаджетоман (1273 комментария)
24 октября 2012 г. 14:12:23 #

как по мне - прелесть ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ перед закрытыми прошивками как раз в том, что пользователь волен выбирать, с помощью чего ему выполнять свои задачи. Да и вкусы на внешний вид у всех разный. но если первые статьи этого автора еще можно было рассмотреть как точку зрения, то теперь это больше похоже либо на попытку разжечь холивар, либо на apple головного мозга

Ответить
RBoy
0
virus_59 старожил (152 комментария)
24 октября 2012 г. 14:42:44 #

Откройте наконец глаза, посмотрите по сторонам и выйдите из под влияния Яблока ;-)

А то напоминает - http://www.youtube.com/watch?v=RopvPNiPiT0

:-)

Ответить
virus_59
0
vconst гаджетоман (72 комментария)
24 октября 2012 г. 15:33:56 #

статья в высшей степени непрофессиональна, автор - вопиюще некомпетентен. даже удивительно видеть такое на публичном ресурсе, а не в личном блоге. ибо в статье написана откровенная ложь

самый главный косяк - традиционный для эпл во все времена. обьявить невероятной инновацией то, чего долго не было в системах эпл, но годами успешно использовалось на других платформах. эплбои рвут тельняшки от восторга, остальные в большом недоумении крутят пальцем у виска у эпл этого еще не было????!!!


опера линк работает уже давным-давно и даже на макос-иос, эта служба не умеет только синхронизировать открытые вкладки, все остальное давно и успешно реализовано.

все это + синхронизацию вкладок умеет гугль хром

делается это все через собственные веб-службы, и потому полностью аппаратно-независимо. хоть с винды на иос и обратно


сохранение документов и открытие их профильной программой - возможность по умолчанию для любого драузера, на любой платформе, во веки веков


а главный и тотальный слив сафари как мобильного браузера - хроническое неумение подстраивать текст страниц под ширину экрана. я даже не знаю других браузеров, которые НЕ умеют этого делать, похоже сафари единственный урод в семье

аминь

Ответить
vconst
0
Denbo читатель (6 комментариев)
24 октября 2012 г. 16:14:26 #

Насколько мне известно, Sparrow не поддерживает push нотификации, у него нет поддержки Exchange и он не поддерживает S/MIME шифрование писем, которое поддерживается Mobile Mail. Насколько мне известно, Apple не пропускает в AppStore приложения дублирующие функционал встроенных программ, в связи с чем ни у одного альтернативного почтовика нет пуш-уведомлений (кроме разве что Gmail, который фактически является надстройкой использующей Safari) как и многих других функций.

любой сторонний браузер по перечню возможностей и в подметки не годиться Mobile Safari По той же причине. Если вы посмотрите на Chrome на Android, то он ничем не уступает Safari,а в плане синхронизации между устройствами и превосходит. Кстати, именно Chrome у меня стоит браузером по умолчанию на iPad :) Последний, кстати, после того, как появился опыт общения с Android 4.1, местами меня ну очень стал напрягать.

Это желание компании сохранить целостность платформы, монолитность и стабильность работы своего продукта угу, такими темпами следует вообще отказаться от сторонних приложений, как того хотел Джобс с первым айФоном (интересно, кстати, где бы сейчас был айФон, если бы Apple не пошли на попятную в этом вопросе?)

Ответить
Denbo
0
DeD_Makar гаджетоман (58 комментариев)
24 октября 2012 г. 18:17:24 #

А как же growl Mail?Это и есть всплывающие нотифики, вроде как в последней системе это делает сама операционка и Growl не нужен.Но не уверен на 100% ,что все там именно так.

Доступ к сторонним приложениям добавляется как и Ведроиде))Только это нужно не всем.Так и в Винде, да немного не так.

Ответить
DeD_Makar
0
Garruz старожил (236 комментариев)
24 октября 2012 г. 18:06:15 #

Но здесь стоит принимать во внимание то, что Apple очень ревностно относится к репутации своих продуктов. Во-первых, пользователь имеет список задокументированных функций, которые описаны на страничке продукта и должен по факту получать их.

Странный "довод". Я всегда считал, что производитель несёт ответственность лишь за тот функционал, который доступен пользователю "из коробки". И, если уж пользователь сознательно заменяет стандартное ПО на стороннее -- то и ответственность за функционал/стабильность данного стороннего ПО несёт исключительно его разработчик, но никак не Apple. Зная маниакальную тягу Aplle к юридической казуистике -- в их лицензионных соглашениях просто не может не присутствовать такой пунктик (где-нибудь мелким текстом, как водится). Например: Apple не несёт ответственности за кривой MS Office для Mac, а Microsoft не несёт ответственности за кривой iTunes для Windows, так ведь? Хотя работа с документами входит в список задокументированных функций MacOS, а проигрывание и каталогизация музыки входит в список задокументированных функций Windows... Так почему же вы, Сергей, считаете, что в отношении iOS действуют какие-то другие правила?

Потом бы пришлось заставлять разработчиков выполнять эти требования. Именно заставлять.

Тоже весьма странный "довод"... Apple в любом случае полностью контролирует AppStore. Что мешает озвучить разработчикам простейшее условие: "Хотите, чтобы ваше приложение имело право заменять системное -- будьте любезны следовать нашим требованиям и гайдлайнам. Не следуете требованиям и гайдлайнам -- тогда ваше приложение не получит флаг/сертификат, дающий право на выставление его по умолчанию". Плюс небольшой патчик для iOS, реализующий эту "проверку на легитимность". Делов-то... =) Да и сами разработчики, думаю, кровно заинтересованы в том, чтобы их приложения отличались бОльшим функционалом по сравнению с конкурентами.

Для того, чтобы выполнить это условие, Apple могла бы, например, предоставить возможность получить доступ к этому функционалу разработчикам. Однако реализовать такое на практике нельзя, потому что пришлось бы фактически предоставлять третьим лицам доступ к данным пользователя, которые хранятся в iCloud.

Так вот с этого и надо было начинать. Как обычно, Apple сама создала проблему (да-да, это к тому самому упомянутому автором спору о "преимуществах" закрытой ФС))) -- и сама же героически её решает, под видом "заботы о пользователях" лишая их элементарнейшего и очевиднейшего функционала... =/

И если мы свои желания сумеем донести до компании, возможно в приложениях по умолчанию появится тот функционал, из-за которого мы встроенные программы хотели бы заменить сторонними.

Вот это показательно: написать целую статью о том, почему невозможность выставления приложений по умолчанию -- это "правильно" и "нормально", чтобы в конце... выразить надежду на то, что данный функционал всё же когда-нибудь реализуют... =D


Смартфонные споры -- последнее дело, когда больше нечего пить...

Ответить
Garruz
0
Shadow гагаджетоман (1684 комментария)
24 октября 2012 г. 19:40:25 #

Отличная статья о поиске глубинного смысла. А доводы! просто железная логика. Не возразишь. Эппл переживает за пользователя, что он не сможет сделать что-то в стороннем браузере. Даже прослезился от смеха. с нетерпением ждем новых статей. только побольше провокаций, а то что-то обсуждение в этот раз вообще не удалось.

Ответить
Shadow
0
goshik гаджетоман (53 комментария)
24 октября 2012 г. 20:08:14 #

Сергей, 1. Давайте посмотрим на данную ситуацию с другой стороны и с другим товаром. Предположим вы купили новый автомобиль, заплатили за него цену и хотите ездить на нем куда хотите и заправляться топливом где хотите. Но не тут то было, производитель вам говорит, что вы имеете право передвигаться только от пункта А в пункт В и заправляться только на заправке в пункте А. Согласитесь, что это абсурд, но по крайней мере вы почему то соглашаетесь с такими условиями с Эплом. Причем автомобиль по сравнению с айфоном это устройство повышенной опасности и нарушение правил ПДД может повлечь за собой гибель людей. 2. Безопасность данных владельцев Апле?? Поверьте нечего нет надежного все взламывается - это только вопрос времени, а в 99.9% пользователи сами отдают свои данные третьим лицам. 3. Взимать плату в размере 30% с разработчиков стороннего платного ПО от стоимости приложения, не знаю как в Ваше стране но в России, это нарушение закона о защите прав потребителей (вот только у нас в стране тоже нет пользователей Апле, есть только владельцы поэтому подать в суд некому). В данном случае вынужденные платные услуги именно для покупателя так как он вынужден переплачивать за товар в размере 30%. 4. Единственное с чем соглашусь с вами - продукция Апле, это ювелирное изделие и не каждому суждено его понять.

Ответить
goshik
0
Metaarv читатель (2 комментария)
25 октября 2012 г. 21:27:10 #

С автомобилями пример неудачен. Очень многие фирмы отправляют для профилактики и лечения только в свои сервисы, под угрозой потери гарантии. HP годами практиковали обновления и замены только у HP и на HP. Относительно сторонних разрабов и ювелирного изделия - кто знает, им же даже и пробовать не дают. Все рвут где могут и пытаются держать конкурентов на расстоянии, от этого страдает только потребитель.


Народные методы лечения

Ответить
Metaarv
0
pokatusher старожил (381 комментарий)
25 октября 2012 г. 1:00:24 #

При всем моем глубоком уважении к авторам GG, "пейсатель" сей статьи давно и бесповоротно болеет маком мозга, а посему НЕ ДОЛЖЕН допускать к написанию статей.

КГ\АМ, если вы помните, что это значит ;)

Ответить
pokatusher
0
Ozver читатель (35 комментариев)
25 октября 2012 г. 9:51:50 #

Как ни странно, но я, в целом, соглашусь с автором. у самого сейчас на телефоне 4 браузера, 4 навигатора, 5 прог для соцсетей, например. Каждая умеет своё и каждая нихрена не умеет вне своих обязанностей. Возможно это и к лучшему.

И - да, браузер... Оперируешь сразу несколькими, ибо, видите ли, тут ссылка не откроется, тот на скриптах зависнет, этот вообще закладки потерял, тот флеш не играет, этот не докачивает нормально, а пока в одном сидел - остальные повылетали нахрен...

Ответить
Ozver
0