Фотоаппарат или телефон?

Автор: Технослав Бергамот, 14 октября 2014, 00:00
Фотоаппарат или телефон?

Мобильные телефоны уже уничтожили (или уменьшили в сотни раз) целые сегменты потребительского рынка. Например, люди массово стали отказываться от использования наручных часов и будильников, когда эти функции появились в телефонах. Сильно пострадал и рынок карманных (не настольных) калькуляторов, за ним — электронных записных книжек.  Затем настала очередь MP3-плееров. И хотя полностью эти устройства тоже не исчезли, их в нашей жизни стало много меньше, чем, скажем, 10 лет назад, не правда ли? Следующим на очереди — рынок фотоаппаратов. Точнее тот его сегмент, что презрительно-снисходительно именуется «мыльницами». Повторюсь еще раз: фотоаппараты не исчезнут полностью, но стоит уже определиться для каких целей и задач они будут нужны.

Откуда вообще взялся этот вопрос, которому уже с добрый десяток лет? Нет, разумеется, 10 лет назад никому и в голову не пришло бы, что телефон способен будет заменить фотоаппарат для отпуска, но Sony Ericsson K750 уже делал снимки (2-мегапиксельной камерой!), которые можно было распечатать размером 10х15 сантиметров. И, если съемка велась в яркий солнечный день, то не каждый смог бы определить, что снимок сделан телефоном. Затем пошли трех-, и почти сразу же, пятимегапиксельные камеры в телефонах. Снимок 5-мегапиксельной камерой уже можно было распечатать в формате А4. Стоит сказать, что стоили такие телефоны довольно дорого, и не оправдывали такой покупки. Например, первый телефон с 5-мегапиксельной камерой на нашем рынке (это был LG KG920 Leo) стоил под тысячу долларов. А эталонным, помнится, в этом сегменте стал Symbian-смартфон Nokia N95.

Эксперименты производителей уже тогда позволяли оснастить камеры в телефонах оптическим зумом. С трехкратным оптическим зумом вышли Nokia N93i и Samsung G800. Но особенного успеха именно оптический зум этим телефонам не принес — их бы покупали и без оптического зума. Следующим шагом в войне камер в телефонах с фотоаппаратами стало появление 8-мегапиксельных модулей. Тут память подсказывает Samsung i8510 INNOV8 и слайдер Sony Ericsson C905, оснащенный еще и ксеноновой вспышкой. С ее помощью впервые снимки в помещении стали выглядеть более-менее прилично. Тут очень «вовремя» грянул кризис 2008 года и телефоны с первыми 12-мегапиксельными камерами вообще провалились в продаже все до одного. Хотя это был понравившийся мне Sony Ericsson Satio и Samsung M8910 Pixon12, который в Украине, в итоге, даже не продавался.

Самое интересное, что когда уже всему рынку стало ясно, что понятие «камерофон» не продается само по себе, на арену внезапно вышла Nokia и стала позиционировать часть своих аппаратов именно как фоторешения. Так появилась Nokia N8, которая стала, пожалуй, самым интересным Symbian-смартфоном перед тем как эта операционная система не была отправлена в отставку. Затем была Nokia 808 PureView с большой 41-мегапиксельной матрицей. Но тема уже к тому времени полностью «выгорела» и в моде были не такие толстые телефоны. И уж точно не на Symbian. Хорошей камерой уже могли похвастать не только флагманские смартфоны, значительно улучшили ситуацию новые матрицы с BSI (обратной засветкой). Они стали технологическим прорывом, позволившем камерам в телефонах очень сильно подтянуть качество при съемке в помещении или сумерках.

Почему камера лучше, чем телефон?

Несмотря на все эти грандиозные успехи мобильной фотографии (в мире уже проходят выставки, а  также появляются такие сервисы как Instagram или Clashot), законы физики обмануть невозможно. И фотоаппараты с их большими матрицами и светосильной оптикой еще будут долго служить человечеству. Даже, если не учитывать профессиональную сферу фотографии, где все устроено по-другому: и цены, и устройства, то все еще остается много желающих  купить зеркалку и поработать свадебными фотографами осваивать фотоискусство и делать красивые снимки. А также тратить на их поиск и создание свои время и деньги.

Несмотря на то, что в профессиональной лиге нет равных зеркальным фотоаппаратам, для любителей фотографии все большую популярность набирают гибридные или беззеркальные камеры. Они имеют те же самые возможности, что и зеркальные камеры, но при этом гораздо компактнее. Более скромных размеров к ним и оптика. Кстати, именно оптика и является неоспоримым преимуществом камер перед телефонами. Она обеспечивает оптическое приближение, позволяет менять объективы в зависимости от потребностей фотографа и стоящими перед ним задачами.

А еще одним козырем камер становятся многочисленные аксессуары, которые невозможно использовать в случае с телефоном. Это штативы, вспышки, светофильтры, пентапризмы, спусковые тросики, наконец. Все это относится к творческому инструментарию фотографов, которые могут часами обсуждать использование таких аксессуаров и рассказывать о своих фотографических «подвигах».

Ну, и нельзя не сказать, что используя фотокамеру, мы не разряжаем заряд аккумулятора в своем телефоне.

Почему телефон лучше, чем камера?

При всех очевидных преимуществах фотоаппарата, нельзя не заметить, что мир очень сильно изменился благодаря цифровой фотографии. Во времена пленочной фотографии приходилось в буквальном смысле слова экономить каждый кадр. Ведь он стоил вполне конкретных денег фотографу. Цифровая фотография привела к тому, что мы можем снимать сотни снимков в день, не задумываясь над их «стоимостью». Изменился и сценарий просмотра фотографий. Сегодня мы создаем фотоальбомы в социальных сетях для того, чтобы показывать их своим родственникам и друзьям. То есть все снимки все равно просматриваются на компьютере (планшете или вообще том же телефоне), поэтому им не нужно высокое разрешение. 

Добавьте к этому тот факт, что современный смартфон является средством доступа в интернет, в отличие от камеры. И можно публиковать снимки, сделанные телефоном, в режиме реального времени. Тогда как сценарий использования фотоаппарата подразумевает какую-то предварительную селекционную работу, обработку снимков и только затем публикацию. Все эти этапы занимают много времени. А время — это самый ценный ресурс в нашем современном мире. Поэтому мобильный фотограф всегда будет иметь преимущество  в скорости. И, вернувшись из отпуска, ему уже нет смысла возвращаться к старым снимкам, чтобы обработать и показать их своим друзьям — они уже все их видели в социальной сети. 

Лично я последние несколько лет уже не беру с собой камеру в отпуск. Если пользоваться смартфоном среднего уровня и выше, то в большинстве случаев на курорте (где обычно много солнца) снимки, сделанные телефоном и камерой мало кто способен будет различить. И уж точно это трудно будет сделать, основываясь на уменьшенных снимках, опубликованных в Facebook, Вконтакте или Instagram. А еще меня радует, что больше не нужно таскать в поездках целый день на шее увесистую камеру. Да и показывать сделанные снимки своим друзьям, находящимся, быть может, на другом конце света, становится легко, как никогда. Это можно сделать вернувшись в отель, через Wi-Fi или еще раньше — благо, бесплатные сети сейчас встречаются в мире довольно часто (особенно в кафе). 

В сухом остатке

Конечно, для «поколения селфи» вопрос, вынесенный в заголовок, даже не стоит. Но совершенно очевидно, что чем покупать телефон за 200 долларов и фотоаппарат-«мыльницу» еще за 200, то лучше потратить все 400 на смартфон, который будет всегда с вами и заменит при случае камеру. Которой, если покупать  ее в виде отдельного устройства, придется 330 дней в году лежать без дела.  В то же время, если вам интересна фотография, как творческий процесс, без изучения теории фотографии и специальной техники вам не обойтись. И стоит обратить внимание скорее на беззеркальную камеру в ценовом диапазоне от 600 до 800 долларов (хотя есть, конечно, и беззеркалки за 2000). А вот покупать зеркальную камеру за эти деньги, рядовому потребителю, видимо, уже нет смысла.

Фотоаппарат или телефон?-2
Преимущества фотокамерыПреимущества телефона
  • более высокое качество изображения за счет матрицы, быстрых процессоров, умных алгоритмов обработки изображения, быстрой фокусировки и тд;
  • более светосильная оптика;
  • возможность использования сменных объективов;
  • наличие большого количества аксессуаров;
  • экономия заряда аккумулятора телефона.
  • телефон всегда с собой;
  • не нужно покупать, заряжать и носить с собой ещё одно устройство и целый рюкзак аксессуаров к нему;
  • очень просто делиться снимками в интернете через социальные сети;
  • не нужно тратить много времени на просмотр и обработку снимков после поездки.

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Поделиться

Ваш комментарий
27 комментариев
myxa78 ветеран (732 комментария)
14 октября 2014 г. 0:09:02 #

первое фото (сисько-селфи) - зачет! :)

Ответить
myxa78
0
Dmitry V.G. ветеран (693 комментария)
14 октября 2014 г. 0:41:59 #

Всё верно, принцип Парето (80/20) в действии.

Кому от фотографии нужно больше чем простая фотофиксация - купит системную камеру, свет, аксессуары. Но сколько таких людей, воспринимающих фотографию как творчество? Единицы, по сравнению с общей массой, для которой фотография просто способ запечатлеть «я там был» или какой-то момент из жизни, без каких-либо качественно-художественных запросов. Первые годами собирают системы, для съемки подбирают оптику, ставят свет, и.т.д., вторые же просто снимают «навскидку» и получают не меньшее удовольствие от жутковатых, художественно, технически и композиционно неправильных снимков.

Аналогично и со звуком. Будем реалистами - для раскрытия потенциала музыки, которую слушает подавляющее большинство - mp3 через телефон достаточно с головой. Для тех же немногих, для кого музыка это нечто большее чем громкость, басы и высокие частоты - существует целая индустрия hi-fi/hi-end, в том числе и в портативном сегменте.

И так во всех сферах.

Так что, достигнувщие некоего уровня достаточности универсальные смартфоны, заменили специализированные изделия на массовых рынках, где к качественной и творческой составляющей не предъявляется значительных требований. Но в то же время это никак не сказывается на сегменте техники предназначенной тем, кто хочет большего, знает зачем и готов выложить за это кругленькую сумму.

Ответить
Dmitry  V.G.
0
Dreamburner ветеран (609 комментариев)
14 октября 2014 г. 2:39:25 #

И да и нет. Я вот часто обращаю внимание на то, как много людей ходит с зеркалками/беззеркалками. Подолгу примериваются к каждому кадру, переснимают, меняют положение. И детей снимают также - порой по полчаса. Почему? Просто потому, что относятся к этим снимкам как к памяти тех моментов. И считают, что это должно быть качественным.

А поколение инстаграммов, соцсетей и "мое дерьмофото на шаблоне" (отдельный подвид, да) - им хватает телефона. Вот и для меня также - фото с телефона это либо сугубо утилитарные (сфотографировал для удаленного человека, отправил, обсудил, стер), либо "лови момент". По сути, этим заменились мыльницы. А вот свою память, для самого же себя, делать на телефон, просто чтобы "похвастаться перед друзьями" - не понимаю, ни использования телефона, ни цели.

Ответить
Dreamburner
0
Dmitry V.G. ветеран (693 комментария)
14 октября 2014 г. 3:12:37 #

+100. Я о том же, но у вас вышло более ёмко и понятно.

Ответить
Dmitry  V.G.
0
Технослав Бергамот гагаджетоман (16702 комментария)
14 октября 2014 г. 7:20:47 #

А еще бывает, что хочешь снять на память, а камеры под рукой нет, а телефон есть. Ну, и кто сказал, что для людей, снимающих своих детей на телефон, эти снимки не являются "памятью моментов"? Или что телефоном нельзя сделать художественное фото? Это все равно, что пренебрежительно относиться к снимавшим на Смену 8М. Хотя главный инструмент фотографа, как известно, вовсе не камера, а голова. Я к тому, что в целом с вашей точкой зрения нельзя не согласиться, но, как сейчас принято говорить, "все не так однозначно" ;)

Ответить
Технослав Бергамот
0
Юрий Юрьевич гагаджетоман (1709 комментариев)
14 октября 2014 г. 8:13:21 #

Согласен,"все не так однозначно" ;)Для многих телефон-средство связи, съемки фото и видео, мини-ПК в кармане. О четкости фото не задумывается никто.Главное запечатлеть момент. Да и камеры хорошие сейчас стоят дорого и нужно еще уметь фотографировать. Да и эпоху сэлфи никто не отменит.

Ответить
Юрий Юрьевич
0
gigabait ветеран (560 комментариев)
14 октября 2014 г. 9:01:10 #

Согласен, отличное фото может удаться и на __говнотелефон, простите за грубость. На днях уловил всю красоту утренней осенней дымки, причем поменяв ракурс, благодаря солнцу и т. д. получился очень даже художественный позитив. Друзья оценили пейзаж,а я уже подумываю про конкурс :-Д , благо есть сейчас в сети подобные ;)

Ответить
gigabait
0
Dreamburner ветеран (609 комментариев)
14 октября 2014 г. 11:35:56 #

Я ж не против спонтанных снимков на телефон - но не как замену. Но они все для меня - "лови момент". Т.е. есть настроение, есть событие, нет другого под рукой. Это же не повод отказываться от того чтобы запечатлеть.

Я говорил про то, что если осознанно делать снимки на память - я продпочту именно снимки с хорошей камеры. Знаете, наверное, в этом тоже есть часть ассоциативной памяти - когда мы подолгу готовимся что-то снять, оно сильнее откладывается в памяти, чем при съемке на телефон. И кадр лучше и легче восстановит воспоминания этого момента.

Ответить
Dreamburner
0
RBoy гагаджетоман (1273 комментария)
14 октября 2014 г. 11:29:12 #

совсем забыли такую категорию, как студентота. кто ходит на пары с фотоаппаратом? а сфотографировать расписание, тесты, чужой конспект... в общем работы непочатый край.

Ответить
RBoy
0
Технослав Бергамот гагаджетоман (16702 комментария)
14 октября 2014 г. 11:32:13 #

ну, сделать запись при помощи фотографирования заметки - это все же не имеет отношения к таинству фотографии, это Evernote какой-то скорее ;)

Ответить
Технослав Бергамот
0
RBoy гагаджетоман (1273 комментария)
14 октября 2014 г. 11:39:29 #

странно. а я, как дурак, фотографировал расписания камерой всегда. Они у нас в виде таблицы всегда печатались - четные недели, нечетные, потоки, факультативы... переписывать замаешься. да и не было сначала еще ентого вашего evernote. Да и не установился бы он на мою тогдашнюю звонилку, даже если и был бы.

Ответить
RBoy
0
RBoy гагаджетоман (1273 комментария)
14 октября 2014 г. 11:31:56 #

как я сейчас жалею, что 10 лет назад не было такой качественной видеосъемки на телефонах. на винте есть vga-видео отца - сплошные квадратики на площадь в спичечный коробок. а его и нет уже, новое не переснять...

Ответить
RBoy
0
Данил гагаджетоман (2924 комментария)
14 октября 2014 г. 23:59:58 #

vga? квадратики? чето это уже слишком, не так уж фигов vga, аж 640х480... вот всякие 144х172 или как-то так-ото капець

Ответить
Данил
0
RBoy гагаджетоман (1273 комментария)
15 октября 2014 г. 12:38:32 #

VGA камера моего SE K700i, ширина кадра 176 пикселей, высота 144 пикселей. фпс 9,06 кадров/секунду, сжато в гребаный 3gp. таких мелочей жизни, как черты лица вообще не разобрать.

Ответить
RBoy
0
Evstigneev читатель (14 комментариев)
14 октября 2014 г. 11:35:23 #

Люди все равно покупают телевизоры, хотя их следуя логике данной статьи вытесняют компьютеры и планшеты... фотоаппараты были есть и будут! а вот смартфоны вполне могут эволюционировать в носимые гаджеты (типа часов) Хочешь фотографировать - купи фотоаппарат! подумал - я! Стоял выбор между зеркальным и цифровым со сменной оптикой фотоаппаратом, покупал его именно из за сына, что бы остались хорошие снимки на память. В итоге купил зеркальный и в этом не маловажную роль с играла цена... мне дали просто "одуренную" скидку, причем не только на тело фотоаппарата с китовой оптикой, но и на 300мм-вый телеобъектив... ни разу не пожалел!

Ответить
Evstigneev
0
Александр Тяпкин старожил (223 комментария)
14 октября 2014 г. 12:04:54 #

Я купил скальпель, теперь я - хирург.

Ответить
Александр Тяпкин
0
myxa78 ветеран (732 комментария)
14 октября 2014 г. 12:29:06 #

купив скальпель можно поставить цель стать хирургом, но можно так им не стать, даже не став патологоанатомом - а оставшись человеком купившим скальпель :)

p.s. навеяло - Терапевт всё знает, но ничего не может. Хирург всё может, но ничего не знает. Патологоанатом всё знает и всё может. НО УЖЕ ПОЗДНО!

Ответить
myxa78
0
Koball старожил (201 комментарий)
14 октября 2014 г. 12:40:21 #

Девушка шикарная!)) а по теме обсуждения: общество вцелом движется по пути упрощения и унификации так что даёшь хорошие камеры в телефоны!

Ответить
Koball
0
notug ветеран (526 комментариев)
14 октября 2014 г. 14:23:35 #

Не статья, а сплошь ностальжи. Читаю и вспоминаю свои К750, С902 и то, как облизываясь ходил вокруг Satio, который появился у нас уже слишком поздно. Зато был у меня уникальный своим дизайном с поворотным блоком камеры LG KG920. Рассматриваю фото, сделанные этими архаичными на сегодняшний день аппаратами и они вызывают у меня столь же памятные эмоции, как будто я при съёмке танцевал с зеркалкой. С чего бы это?

Ответить
notug
0
neex старожил (360 комментариев)
14 октября 2014 г. 15:38:05 #

А еще большой брат в виде Google сам выберет фотографии и сделает альбом. А фотографии с камер до сих пор ждут сортировки :-)

Ответить
neex
0
Технослав Бергамот гагаджетоман (16702 комментария)
14 октября 2014 г. 15:48:46 #

Ага, еще HTC Zoe так умеет - она уже в свободном доступе и для iOS обещают. А у Google еще есть Автокреатив ;)

Ответить
Технослав Бергамот
0
Юрий Чудновский старожил (226 комментариев)
17 октября 2014 г. 11:49:33 #

А вот и мои пять копеек. Телефон - лишь запасной вариант для меня на тот случай, если кроме него ничего нет под рукой. В обычные рабочие дни помимо телефона у меня по другую сторону пояса висит фотоапппарат класса "мыльница", Canon Digital IXUS 100 IS. Размер мыльницы этой - два спичечных коробка. Т.е. (не считая толщины) меньше чем телефон (5" в этом году, 4,3" ранее), поэтому совершенно не проблема его таскать с собой. Этой мыльнице у меня уже года четыре, наверное. Но несмотря на древность, она всё ещё лучше любого телефона, в том числе за счёт оптического зума, оптической стабилизации и ламповой вспышки. Ну и наконец недавно взял беззеркалку, первую свою системную цифровую камеру. Canon EOS M. С объективом 22мм в дополнение к китовому 18-55. Брал потому что компактна. С фиксом 22мм оно влезает в чехольчик, который можно повесить на пояс вместо мыльницы. Качество снимков конечно на порядок лучше мыльницы. Однако хожу, по крайней мере пока, по-прежнему с мыльницей :) А беззеркалку беру отдельно, когда знаю заранее что будет что пощёлкать. Отчасти - по привычке, всё таки беззеркалка, во-первых, таки в два раза толще на поясе, во-вторых фикс не имеет зума. Отчасти потому, что помимо фикса в дневное время полезен и китовый 18-55, а его уже либо отдельно либо сумочку побольше, которую на пояс не повесить. Отчасти и потому что заметно дороже мыльницы, которую не так страшно чем-то ударить нечаянно. Так что сейчас оно у меня в такой сумочке, которая либо в руках либо через плечо, и там весь набор (фикс на теле, 18-55 отдельно, бленда к нему, даже поляризованный светофильтр, родная вспышка, и даже карандаш для снятия отпечатков пальцев неаккуратных "дай позырить", ну и запасной аккумулятор). А побывав на свадьбе, убедился в бесполезности (почти) родной вспышки и купил "нормальную", соответствующих размеров. Теперь вот думаю - а стоило ли брать компактную беззеркалку, если с "обвесом" всё равно на пояс не вешаю, и без него не беру :) Ведь за компактность пришлось заплатить уменьшением органов управления - нет переключателя ручной/авто фокус, нет отдельного кольца на объективе для диафрагмы, всего три позиции переключателя режима... Уф, о чём я тут? Да, собственно, о том, что нам всегда хочется иметь, с одной стороны, что-то компактное и чтобы таскать с собой постоянно на случай "а вдруг момент", а с другой стороны что-то качественное и навороченное, чтобы запечатлевать моменты, которые никуда не убегут :) И пока что в обозримом будущем эти два сегмента никак не сливаются воедино. У нас по-прежнему будет "повседневная" камера и "крупнокалиберная". И телефоны тут могут претендовать лишь на место первых, но никак не вторых. Так что поставленный в заголовке статьи вопрос "что лучше, фотоаппарат или телефон" - не имеет особого смысла. Рассуждать можно лишь в русле "что лучше, дорогой телефон с хорошим фотомодулем или просто телефон и хорошая мыльница, для повседневного ношения". Потому что на роль "полноценных" фотоаппаратов телефоны могут предлагать разве что маркетолухи. В подтверждение этих моих мыслей я наблюдал, с чем люди ходили на День города не так давно. Я видел, в порядке уменьшения частоты попадания на глаза: - Зеркалки (обычно начального уровня,с китовыми стёклами, иногда с дополнительными) (включая профи с двумя телами с разными объективами, но их мало) - Навороченные мыльницы класса "ультразум" с несъёмными объективами, внешне похожими на зеркалки - телефоны. Фактически я не видел компактных мыльниц! Ну и на планшеты никто вроде не снимал, не увидел. Получается, мыльницы вытеснены а) телефонами б) более функциональными/качественными крупногабаритными фотоаппаратами. О вытеснении последних речи не стоит.

Ответить
Юрий Чудновский
0
Sergey Baydachny читатель (2 комментария)
17 октября 2014 г. 16:23:54 #

SD карта со встроенным WiFi решает все вопросы относительно минусов мобильности фото с камеры. Можно по дороге с экскурсии в гостиницу слить все фото с камеры на смартфон а уже в гостинице опубликовать их.)

Ответить
Sergey Baydachny
0
Технослав Бергамот гагаджетоман (16702 комментария)
17 октября 2014 г. 16:43:44 #

Мобильность - это не только связь, но и размеры. Под камеру в поездке отдельная сумка нужна: камера, объективы, зарядка. А телефону кармана достаточно и USB-кабеля к ноутбуку.

Ответить
Технослав Бергамот
0
Игоpь гаджетоман (59 комментариев)
21 октября 2014 г. 2:27:06 #

В N95 была посредственная камера и вспышка, камерофоном была N82 с ксеноном

Ответить
Игоpь
0
Супер Гросс Мейстер читатель (1 комментарий)
19 июля 2017 г. 11:14:10 #

Совершено верно.

Ответить
Супер Гросс Мейстер
0
Dmitriy Fialko читатель (1 комментарий)
31 июля 2018 г. 15:57:09 #

Фотоаппараты лучше https://youtu.be/Vl5Q9H5c2Wg

Ответить
Dmitriy Fialko
0