Kepler-186f: плохие новости для человечества?

Автор: Павел Урусов, 25 апреля 2014, 04:00
Kepler-186f: плохие новости для человечества?

Существуют две возможности: либо мы одиноки во Вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасны.

Артур Кларк

На прошлой неделе учёные из NASA объявили об открытии планеты Kepler-186f, которая расположена в созведии Лебедя на расстоянии 492 световых лет от Земли. Эта планета интересна тем, что находится в так называемой «обитаемой зоне» (то есть расположена не слишком далеко от своей звезды и не слишком близко к ней) и при этом имеет размеры, близкие к размерам Земли (по оценкам, её объём отличается от объёма нашей планеты не более чем на 10%). И хотя масса и состав Kepler-186f в настоящее время неизвестны, планеты такого размера с большой долей вероятности имеют аналогичные Земле состав и структуру. Иными словами — перед нами небесное тело, на котором потенциально может возникнуть жизнь.

Однако мало кто знает о том, что открытие каждой потенциально обитаемой планеты означает, что шансы на выживание человечества в будущем меньше, чем считалось ранее. С чем же это связано?

«Куда все подевались?»

Один из величайших учёных XX века, физик Энрико Ферми, совместно со своим американским коллегой Майклом Хартом сформулировал парадокс, получивший название парадокса Ферми. Ключевые положения парадокса Ферми выглядят следующим образом:

• Солнце — юная звезда. В нашей галактике существуют миллиарды звёзд, каждая из которых на миллиарды лет старше Солнца.
  • У некоторых из этих звёзд должны быть планеты земного типа, на которых могут возникнуть внеземные цивилизации.
  • Предположительно, некоторые из этих цивилизаций должны открыть космические путешествия — технологию, которую человечество развивает в настоящее время.
  • При любой практически оправданной скорости межзвёдных путешествий полная колонизация нашей галактики возможна в течение десятков миллионов лет, что является пренебрежимо малой величиной по сравнению с возрастом галактики.

Согласно парадоксу Ферми, в случае существования внеземной разумной жизни Земля давно уже должна была быть колонизирована или хотя бы посещена представителями других цивилизаций. Однако у нас нет убедительных доказательств подобных событий. Более того, все попытки обнаружить разумную жизнь за пределами нашей планеты пока что потерпели неудачу. В связи с этим, по словам Ферми, возникает один очень важный вопрос: «Куда все подевались?»

Великий фильтр

Теоретические попытки разрешить парадокс Ферми имеют два направления. Первое имеет своей целью показать, что планеты земного типа являются крайне редким явлением в нашей галактике — это так называемая «гипотеза уникальной Земли».

Вторым направлением, частично пересекающимся с первым, является гипотеза Великого фильтра, выдвинутая Робином Хэнсоном. Согласно этой гипотезе, любая разумная жизнь является неустойчивой и в конце концов погибает из-за внешних причин или самоуничтожается.

Согласно этому направлению мысли, появление межзвёздной цивилизации требует следующих девяти стадий:

1. Возникновение «правильной» звёздной системы с потенциально обитаемыми планетами.
  2. Появление на одной из обитаемых планет самовоспроизводящихся молекул (например, РНК).
  3. Простая (прокариотическая) одноклеточная жизнь.
  4. Сложная одноклеточная жизнь (археи и эукариоты).
  5. Половое размножение.
  6. Многоклеточная жизнь.
  7. Животные со сложной центральной нервной системой, использующие инструменты.
  8. Текущее состояние человечества.
  9. Колонизация космоса.

Поскольку мы до сих пор не обнаружили признаков существования инопланетных цивилизаций, то очевидно, что одна из этих стадий является маловероятным событием. Если это не один из ранних шагов (то есть тех, которые мы уже прошли), то многие цивилизации должны были достичь уровня развития человечества. Однако поскольку ни одна из внеземных цивилизаций, согласно нашим наблюдениям, не достигла стадии 9, то фильтр ожидает нас в будущем и, следовательно, вероятность успешного достижения последней стадии развития и колонизации космоса человечеством весьма невелика. Хэнсон и его последователи теоретизируют, что в роли Великого фильтра может выступить техногенная катастрофа (например, ядерная война) или недостаток необходимых для развития межзвёздной цивилизации ресурсов — как, скажем, исчерпание планетарных запасов полезных ископаемых.

Впереди или позади?

Нетрудно догадаться, что каждая новая обнаруженная экзопланета, теоретически способная поддерживать жизнь, уменьшает правдоподобность гипотезы уникальной Земли и увеличивает правдоподобность гипотезы Великого фильтра. В этой ситуации главный вопрос звучит следующим образом: прошли ли мы уже через свой «Великий фильтр» или нам только предстоит это испытание?

Этот вопрос на самом деле не так прост, как кажется. С одной стороны, человечество успешно пережило взрывы супервулканов, падение метеоритов, несколько ледниковых периодов, десятки пандемий и две мировые войны. С другой — по историческим меркам мы только вчера обзвелись оружием массового поражения и начали опустошать энергетические запасы нашей планеты (то есть добывать нефть, газ и другие углеводороды в промышленных масштабах), так что нельзя исключать возможность самоуничтожения. Наконец, население Земли в целом растёт пугающими темпами и неизвестно, как долго наша планета сможет кормить всех желающих (так называемая «проблема Святого Матвея»).

Впрочем, неизвестно, способна ли на самом деле планета Kepler-186f поддерживать жизнь. В конце концов, она получает от своей звезды на 70% меньше тепла, чем Земля получает от Солнца; о её составе, структуре и атмосфере мы можем только строить предположения. Наконец, она может вращаться синхронно со своей звездой — в этом случае на планете отсутствует чередование дня и ночи, что существенно ухудшает шансы на возникновение жизни. Но если внеземная жизнь всё-таки возможна, нам стоит серьёзно задуматься о собственном будушем.

Ваш комментарий
25 комментариев
skazka.mk.ua гагаджетоман (2342 комментария)
25 апреля 2014 г. 8:32:43 #

Тема панспермии не раскрыта!

skazka.mk.ua
0
Технослав Бергамот гагаджетоман (16701 комментарий)
25 апреля 2014 г. 11:07:18 #

Мы все умрем! Ааааааа!

Технослав Бергамот
0
SqueeZ читатель (5 комментариев)
25 апреля 2014 г. 11:17:28 #

когда-то обязательно!

SqueeZ
25 апреля 2014 г. 12:29:52 #

Нелепое опровержение.

А что если человечество - самая развитая цивилизация во Вселенной? В таком случае где-то вполне может быть разумная жизнь, которая по своему развитию отстаёт от нас на 50, 100, 500 или 5000 лет. Но менее разумной она от этого не становится.

Кроме того расстояния в космосе огромны. До Кеплер-186ф 400 световых лет. Возможно что цивилизация там дошла до определённого уровня развития пару десятков тысяч лет назад и с тех пор путешествует по космосу. Возможно оттуда к нам уже летят, причём со скоростью света. Но летят они 399,5 лет и уже осенью мы будем говорить с представителями другой цивилизации. А возможно что они летят не к нам, а на другую планету, где также возможна жизнь.

Итого: опровержение частично основано на уникальности Земли. Но дело в том, что пока мы размышляем об уникальности, мы можем быть одними из миллиона и до нас ещё просто не дошла очередь.

А мы - идиоты, и вместо развития технологий тратим ресурсы на войны и маркетинг.

25 апреля 2014 г. 14:02:49 #

о самой развитой цивилизации есть опровержение в статье - солнце довольно молодо. существуют звездно-планетарные системы и постарше, где по логике вещей и жизнь должна была зародиться раньше. по поводу полетов - зачем летать? отправили бы сначала сигналы в космос, или зонды, отправляющие сигналы - как это сделали мы. для этого суперского технологического уровня не нужно - мы с 60-х годов в бизнесе. если бы существовала более развитая жизнь в пределах 500 световых лет - мы бы ее "услышали". да и вообще все эти суждения основываются лишь на том, что в космосе миллиарды звезд и планет и из теории вероятности некоторые должны быть похожи на землю. НО если вы разбираетесь в биологии или анатомии - вы знаете, что человек - очень сложная саморегулирующаяся система с избыточным ресурсом живучести. и что небольшой сбой на ранних этапах развития - и нет жизни. и каждая отдельно жизненно важная система должна иметь миллионы условий для своего существования. итого получается миллиарды совпадений для того, чтобы мы имели счастье сейчас тут колы под солнышком попить. и эта вероятность полностью перечеркивает вероятность найти такую же планету (как в шутке - посадить миллион мартышек за печатные машинки - они напечатают войну и мир. Ответ - не напечатают, в тексте войны и мир больше возможных вариаций, чем миллион мартышек). а единственная возможность разумной жизни на похожей планете - панспермия. но теория путешествия живого микроорганизма без воздуха и пищи миллионы лет под действием радиации и температур близких к 0 по Кельвину выглядит совсем слабенько.

25 апреля 2014 г. 14:09:46 #

ай ну прекратите. человек - хрупкое и беззащитное существо. но есть организмы, которые способны жить в почти нереальных условиях, причём даже здесь, на Земле.

да и опять же, что такое разумная жизнь? коренные племена Северной Америки или Австралии - разумная жизнь? как по мне - более чем. но они и сегодня не посылают никаких сигналов в космос. я просто не понимаю откуда этот штамп что разумная жизнь - это обязательно технологическая цивилизация.

и второе - это вымирание. могла быть куча других цивилизаций в разных уголках вселенной, которые вымерли по разным причинам. перенаселение, катаклизм, взорвавшаяся сверхновая в радиусе 100 световых лет...

факторов, которые нивелируют опровержения возможности существования разумной жизни где-то во вселенной как минимум столько же, сколько и самих опровержений.

25 апреля 2014 г. 16:18:18 #

нет, ну с последним абзацем вообще трудно не согласиться - пока наука не располагает твердыми фактами, существует ли еще где-то жизнь - все остальные рассуждения не более чем теология. нам остается только рассуждать, исходя из логики и базовых знаний. по поводу вымерших цивилизаций - это тот же самый вариант, что мы одни во вселенной. по поводу разумной жизни - это перебор. или расизм... это уже пусть прокурор решает ;-) по поводу крайне стойких организмов - все таки не настолько они стойки для космических условий а уж тем более столь длительное время. но если представить, что такие организмы все же есть, то тогда они заселили бы абсолютно все планеты и астероиды - ведь там всяко благоприятней, чем в открытом космосе. а потом на всяких скалах выросли бы не такие изнеженные протеины, как здешние, а очень приспособленные выживать индивиды. прилетел бы такой небольшой метеорит на землю - эта нечисть быстро бы здесь распространилась бы.

25 апреля 2014 г. 16:24:52 #

так а есть доказательства того, что мы с вами не являемся потомками подобной нечисти, прилетевшей на астероиде на эту планету? )

25 апреля 2014 г. 16:42:45 #

косвенные разве что. то что современные микроорганизмы потеряли способность к такому жесткому выживанию, то, что на соседних планетах (той же луне) и астероидах нет вообще никакой жизни, то, что сейчас к нам больше не летают такие же организмы, как когда-то.

0
nikiolei гаджетоман (88 комментариев)
26 апреля 2014 г. 13:06:01 #

Вот за последнюю фразу медальку как минимум тебя нужно.

nikiolei
0
parazels83 гаджетоман (73 комментария)
25 апреля 2014 г. 13:43:53 #

В принципе, мы очень уязвимы. Достаточно одного метеорита как 75 млн. лет назад, и все исчезнет, останутся только крысы и тараканы... Вся эволюция псу под хвост...

parazels83
0
Яросвет Светославович читатель (3 комментария)
25 апреля 2014 г. 20:19:02 #

Там есть нефть! NASA отправляет США и Британию на Kepler-186f.

Яросвет Светославович
0
Andrew Antonets гагаджетоман (1209 комментариев)
26 апреля 2014 г. 1:24:35 #

"Жизнь на Земле возникла как спецпроект ЦРУ США, так и развивается"(ц)

Andrew Antonets
0
Alexander Danelyk читатель (2 комментария)
27 апреля 2014 г. 8:39:37 #

Там єсть жизнь но вы туда никогда не попадете ;)

Alexander Danelyk
0
Alexander Danelyk читатель (2 комментария)
27 апреля 2014 г. 8:45:09 #

Жизнь и абсолютно другая не такая как мы привикли ее видить на Земле существует на очень многих планетах - и не всем организмам нужно то что нужно человеку есть существа которые не нуждаются ни в воздухе ни в воде.И проживают они при как страшном минусе так и при плюсе имею ввиду температуру.Ученые же придурки с Земли думают что абсолютно всему что может гдето быть и жыть нужно то что и людям и организмам на Земли - ето не так!!!

Alexander Danelyk
0
Сайда Тиригулова читатель (1 комментарий)
15 января 2015 г. 17:11:20 #

Так же думаю. Почему ученые считают, что инопланетянам нужны вода и кислород? Может инопланетянам нужно другое для жизни. Может они могут жить в других условиях.

Сайда Тиригулова
0
Александр Тяпкин старожил (223 комментария)
27 апреля 2014 г. 21:23:28 #

Ох! Зря я прочитал. Печаль.

Александр Тяпкин
0
Tarasoff ветеран (513 комментариев)
29 апреля 2014 г. 9:19:30 #

Какой там космос... "За последние 2 млн. лет мозг у вида Homo постоянно рос и вырос втрое. Это означает, что такой рост мозга был востребован на практике и поддерживался естественным отбором, т.е. давал весомые преимущества его обладателям. В верхнем палеолите средний размер мозга сапиенсов (современных людей) и неандертальцев достиг 1500 см.куб. Но последние 30-40 тыс.лет отбор перестал подерживать крупный размер - мозг начал уменьшаться! Большой мозг стал людям не нужен, а мозг - орган дорогой, потребляет много энергии, затрудняет роды. Если не давать мозгу адекватную нагрузку, то с течением поколений он должен уменьшиться. 30 тыс. лет назад произошла так называемая верхнепалеолитическая культурная революция - появились настоящие живопись, музыка, сложные украшения и орудия производства. Культура - это огромный объём информации, который передается не генетическим путем, а через обучение, от поколения к поколению. Каждому отдельному человеку стало не обязательно доходить до всего своим умом, при наличии общего запаса знаний и навыков, и механизма их передачи. Каждому в отдельности можно быть немножко глупее. По мнению современной науки, какой-то кроманьёнец, который первый придумал, как рисовать высокохудожественные наскальные изображения, был более талантлив, чем Рафаэль или Леонардо, опирающиеся на мощную культурную традицию от самой Античности. Современная цивилизация создаёт предпосылки ко всеобщему поглупению, т.к. последние лет 200 люди с невысоким интеллектом оставляют больше потомства. Будущее видится в обществе с резким расслоением людей по интеллекту, ближе к какому-нибудь муравейнику, где большинство - рабочие пчелы, напрочь не нуждающиеся в высоком интеллекте."

Tarasoff
0
Tarasoff ветеран (513 комментариев)
29 апреля 2014 г. 9:26:08 #

По поводу полётов в космосе даже на малые расстояния есть проблема, у которой нет решения в ближайшем будущем: полётик к Марсу оборачивается гарантированной лучевой болезнью, и никакими материалами/полями жёсткое космическое излучение не побеждается. Cпасибо магнитному полю Земли :)

Tarasoff
0
mamba2k_ читатель (1 комментарий)
7 мая 2014 г. 8:16:36 #

Упоролись вы штоле, месье? Полтора дюйма свинца в корпус и готова защита от гамма-излучения.

mamba2k_
0
grig-1 читатель (1 комментарий)
6 мая 2014 г. 12:54:57 #

По моему, всё гораздо проще объяснить. 1."Солнце — юная звезда. В нашей галактике существуют миллиарды звёзд, каждая из которых на миллиарды лет старше Солнца." - Отсюда следует с большой вероятностью, что другие цивилизации на много, на очень много опережают нас по развитию. И им просто не зачем вступать с нами в контакт. Просто изучают издалека или держат как заповедник. Кто их знает, какие у них там законы. 2. Мой брат видел (был не один) достаточно близко летающую тарелку, которая двигалась вопреки известным нам законам физики, и я ему верю. И даже если отбросить второй пункт, то первого вполне достаточно.

grig-1
0
Arkad Melkonyan читатель (3 комментария)
16 января 2015 г. 18:54:03 #

А как же теория про зоопарк?

Arkad Melkonyan
0
ahfth читатель (1 комментарий)
3 марта 2015 г. 20:55:46 #

Мальчишки и девчонки, а так-же их родители, а кто сказал, что вообще надо осваивать Галактику? Ферми что-ли? Так пусть сам и осваивает. Впрочем, он уже не смржет. Я от всего сердца пожму руку тому, кто докажет мне, что необходимо осваивать Галактику. Зачем? Спокойно сидим в Солнечной системе, создаём из неё уютный уголок для обитания человечества и спокойно наблюдаем, что творится в Галактике. Лет через 200-300 мы научимся наблюдать все удалённые уголки Нашей Галактики прямо из нашей Солнечной системы. И, если найдём что-то действительно достойное нашего присутствия, отправим туда зонд или экспедицию. На кой хрен ломиться через пространство и время сломя голову. Я думаю, все нормальные цивилизации это уже давно поняли. Мудрец, глядя на лужу возле своего дома расскажет об океане больше, чем дурак, совершивший кругосветное путешествие. Цивилизации взрослеют, становятся мудрее, надобность в освоении Галактики отпадает, баловство это. Кто не согласен, приведите свои аргументы, почитаю.

ahfth