Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1

Автор: , 07 ноября 2013, 10:00

Дождались! Наконец-то у Fujifilm появилась по-настоящему недорогая камера! Новая X-A1 готова покорять малобюджетный сегмент рынка беззеркальных камер. Но, увы, в этой модели уже совершенно другая матрица — не знаменитая сочными цветами и потрясающей резкостью X-Trans, а обычная — со стандартным байеровским RGB и противомуарным сглаживающим фильтром. То есть, снимать новинка должна хуже, чем старшая X-M1 (что логично, учитывая разницу в цене). Собственно, это и есть главный вопрос данного обзора — действительно ли хуже и если да, то насколько?

Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1

Дождались! Наконец-то у Fujifilm появилась по-настоящему недорогая камера! Новая X-A1 готова покорять малобюджетный сегмент рынка беззеркальных камер. Но, увы, в этой модели уже совершенно другая матрица — не знаменитая сочными цветами и потрясающей резкостью X-Trans, а обычная — со стандартным байеровским RGB и противомуарным сглаживающим фильтром. То есть, снимать новинка должна хуже, чем старшая X-M1 (что логично, учитывая разницу в цене). Собственно, это и есть главный вопрос данного обзора — действительно ли хуже и если да, то насколько?

За исключением матрицы и материалов корпуса, X-A1 является близнецом X-M1. Чтобы не повторять почти дословно обзор старшей модели, предлагаю для начала прочитать его (или освежить в памяти, если читали), а здесь я сосредоточусь на отличиях и, собственно, на главном вопросе — качестве снимков.

Если сравнить X-A1 с X-M1, на минутку забыв о главном отличии, то можно сказать, что это одна и та же камера. Та же форма, те же размеры, тот же набор органов управления — в общем, внешние отличия заключаются лишь в материалах и отделке корпуса.

Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-2
Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-3
Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-4

Что касается эргономики — попользовавшись X-A1, я сам себе не могу объяснить, почему так разругал по этой части ее предшественницу. Держать камеру вполне удобно, несмотря на то, что не всем пальцам правой руки найдется место на корпусе. К органам управления на этот раз я привык намного быстрее (видимо, потому, что они уже знакомы по X-M1). Не могу сравнить, что называется, в лоб, но, по-моему, ход колеса экспокоррекции на верхней грани стал более легким, и теперь его удобнее крутить большим пальцем.

Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-5

Штативное гнездо, естественно, осталось на том же неудачном месте (и впритык к батарее/карте, и далеко от оптической оси объектива), но для модели начального уровня это не так уж критично. Устранена ли проблема с недостаточной глубиной гнезда, выяснить не удалось, т.к. эта камера использовалась с другим штативом.

Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-6

Радует, что при гораздо более низкой стоимости X-A1 унаследовала от X-M1 шикарный дисплей с живыми яркими цветами и одной из лучших реализаций откидного механизма. Встроенная вспышка с возможностью отклонения "в потолок" тоже никуда не делась, и хотя мощность ее невелика, она хорошо помогает подсветить объект при контровом свете.

Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-7
Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-8
Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-9

Набор функций для кнопок и навигационной клавиши не изменился, и незачем — он оптимален. Как и в X-M1, ни на одну из кнопок не назначены ни установка ISO, ни переключение типа фокусировки. С первым всё просто — ставим ISO в режим Auto, выставляем порог выдержки, при достижении которой повышается чувствительность, и забываем об этом параметре. А вот тип фокусировки стоит вынести на единственную кнопку Fn рядом со спуском — этот параметр будет востребован.

Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-10

Меню у X-A1 точно такое же, как у старшей модели — простое и понятное. Все настройки и дополнительные функции полностью, без купюр, скопированы с X-M1. Видимо, в компании сочли замену матрицы достаточным отличием для того, чтобы младшая модель не повредила продажам старшей, и не стали дополнительно ограничивать функциональность новинки, за что большое человеческое спасибо.

Производительность камеры тоже не пострадала, впрочем, и старшие модели особо ею не блистали, так что снижать ее намеренно было бы совсем неразумно.

В итоге X-A1 имеет ту же скорострельность и даже такой же внушительный объем буфера для серийной съемки (11-12 кадров на максимальных настройках качества). Долгое сохранение результатов серии (около 35 секунд) можно списать на большой объем буфера, но даже запись трех снимков с брекетингом экспозиции создает слишком долгую паузу, раздражающую при съемке динамичных событий.

Стартует камера довольно медленно, кроме того, с ней не проходит трюк "нажать спуск сразу после питания и ждать снимка", нужно сначала дождаться полной загрузки и потом уже "стрелять". От включения до получения первого снимка проходит немногим более 2 секунд. Точность автофокуса типична для контрастного метода и сильно зависит от конкретной сцены, поймать в фокус мелкий объект бывает нелегко. Скоростные показатели рекордно низкие — о репортажной съемке можно забыть. X-A1 с комплектным объективом тратит целых 0,7 секунды на фокусировку, а всего от полунажатия спуска до срабатывания затвора выходит аж 0,85 с. Неудивительно, что за это время объект может убежать или уехать не только из фокуса, но и вообще из кадра.

Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-11

В итоге на третий день тестирования, переключившись на ручной режим, я так до конца теста на нем и остался. Благодаря фокус-пикингу и увеличению изображения фокусироваться вручную на более-менее статичных объектах очень удобно и достаточно быстро, а при движении в кадре на автофокус все равно полагаться сложно. При некотором навыке вручную получается даже надежнее — убежать объект не успеет, так как в этом случае задержка, обусловленная только лагом затвора, составляет не более 0,15 с.

Для любителей мануальной оптики X-A1 будет отличным выбором, благо продвинутые настройки для неавтофокусных объективов никуда не делись. Да и смотреться старые объективы на ней будут более органично, чем пластмассовый 16-50.

Как и в случае с X-M1, позиционирование в самом низу линейки не позволило сделать оснащение новинки более современным — если не ошибаюсь, только в этих двух системных камерах 2013 года выпуска нет ни гибридного автофокуса, ни сенсорного управления. Хорошо, хоть Wi-Fi оставили — ведь как раз в такой, доступной и простой камере для любителей он гораздо больше востребован, чем в профессиональных зеркалках. А наличие средств оперативной передачи снимков подразумевает, что снимки эти должны быть хорошего качества прямо из камеры, без дополнительной обработки. Для этого камера должна иметь корректно работающий экспозамер, хорошую матрицу и качественный встроенный конвертер, выдающий на выходе приятный глазу JPG.

Система экспозамера у X-A1 работает в целом хорошо, но в солнечную погоду склонна к небольшим пересветам, причем, если в Lightroom это можно поправить, то в камерном JPG так и остается, поэтому стоит при съемке вводить небольшую отрицательную коррекцию (до 1 ступени).

Баланс белого в автоматическом режиме работает корректно, его также можно выбрать из нескольких предустановок или выставить по белому листу, но задать точное значение в кельвинах нельзя.

Матрица, даром что "неродная" (по слухам — производства Sony), радует сочными цветами даже в пасмурную погоду и на высоких ISO. Детализация действительно похуже и цвета не такие чистые, как У X-M1 с ee фирменной X-Trans, но картинка, тем не менее, получается отличная, не хуже, чем у любой другой камеры с подобной классической матрицей. И шумит новый сенсор минимально — в большинстве случаев можно выставлять для AutoISO максимальный предел 6400, это вполне рабочее значение. На реальных снимках разницу между ISO200 и ISO 800-1600 можно заметить лишь при дотошном попиксельном сравнении, при 3200 и 6400 на полноразмерных фото уже заметно зерно, но цвета еще в норме. Только на программно-расширенных 12800 и 25600 (недоступных при съемке в RAW) уже появляются цветные пятна и съедаются совсем мелкие детали. В общем, назвать эту матрицу плохой никак нельзя.

Шумы при съёмке в JPEG (галерея с полноразмерными файлами):

Шумы при съёмке в RAW (галерея с полноразмерными файлами):

А вот объектив, уже знакомый читателям по обзору X-M1, еще раз подтвердил свое посредственное качество. На фокусных расстояниях ближе к 50 мм он неплох, но в широкоугольном положении даже на диафрагме, прикрытой до f/8-f/9, заметно "мылит", особенно по краям кадра, и выдает сильные хроматические аберрации, которые в один клик уже не правятся и требуют ручного вмешательства. Хотя, если снимать в JPG, то камера сама неплохо правит ХА, так что не слишком придирчивый пользователь, возможно, и не обратит на них внимания.

Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-13
Хроматические аберрации в RAW-файле: требуется коррекция в два этапа (крупнее)…
Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-A1-14
…но это вполне можно доверить самой камере

Внутрикамерный JPG, как и в X-M1, высокого качества, к тому же его резкость, насыщенность и степень шумоподавления, как и в X-M1, можно регулировать в меню съемки. При более-менее благоприятных условиях вполне можно снимать в JPG — мне, например, не удалось "вытянуть" из RAW-файлов картинку существенно лучше, чем это сделала камера. Единственный нюанс — при настройках по умолчанию в JPG-файлах заметны небольшие артефакты вокруг контуров — следствие чрезмерного увеличения резкости. Возможно, стоит ее уменьшить в настройках, впрочем, это уже дело личных предпочтений.

Примеры снимков, сделанных на Fujifilm X-A1 (полноразмерные версии, как обычно, можно найти в отдельной галерее):

Кстати, в отличие от X-M1, RAW-файлы из X-A1 не читаются ни специальной бесплатной версией Silkypix, которая предлагается для загрузки с официального сайта Fujifilm, ни даже последней на момент написания обзора 5-й версией Silkypix Developer Studio. Только Adobe Lightroom версии не ниже 5.2. Это, конечно, временное явление, но всё же.

В сухом остатке

Что ж, в новой для себя ценовой категории Fujifilm дебютировала неплохо. В Украине X-A1 можно приобрести чуть меньше, чем за 5500 грн, что вполне разумно за стильную и функциональную камеру с сенсором APS-C. У новинки немало конкурентов, но ни один не выигрывает у нее по всем статьям. Так, например, Samsung NX300 впереди по разрешению матрицы (что само по себе спорно), скорости автофокуса и доступности оптики, но хлипкие органы управления, шумновато-грязноватые снимки в JPG (особенно на высоких ISO), отсутствие встроенной вспышки и откровенно слабая батарея понравятся не всем. Сильным конкурентом выглядит Panasonic DMC-G6 — в ее пользу играют видоискатель, быстрый и точный автофокус, большой выбор качественной оптики и хорошая цветопередача, но в минусах — более шумная картинка и больший вес и размер. Сравнить качество фото с Sony NEX, увы, не могу (продукция этой компании почему-то упорно не идет мне в руки), но по эргономике и простоте управления Fujifilm однозначно лучше. Отсутствие тачскрина у X-A1 вряд ли можно считать серьезным недостатком — да, эта опция добавляет удобства, но на качество снимков не влияет.

Вывод: Fujifilm X-A1 хоть и выглядит слегка устаревшей, но вполне стоит тех денег, что за нее просят. Конечно, при наличии большего бюджета и серьезных задач стоит выбрать X-M1 (а еще лучше — X-E1), но если цена критична — новинка будет хорошим выбором как для начинающих фотолюбителей, желающих сменить свою "цифромыльницу" на что-то более серьезное, так и для более опытных фотолюбителей, которым нужна хорошая камера для прогулок и путешествий в компактном и легком корпусе. С комплектным объективом камера хороша для предметной и портретной съемки на максимальном фокусном расстоянии, а для пейзажно-архитектурных сюжетов стоит подобрать отдельный широкоугольный объектив (лучше с постоянным ФР) с более тщательно скомпенсированными искажениями.

8 причин купить Fujifilm X-A1:

  • качественная сборка, стильный дизайн
  • простое, понятное и довольно удобное управление
  • хорошее качество снимков, в том числе прямо из камеры
  • ёмкий кадровый буфер
  • отличный дисплей
  • удобная встроенная вспышка
  • наличие Wi-Fi
  • сохранены все настройки и функции старшей модели

4 причины не покупать Fujifilm X-A1:

  • посредственный комплектный объектив
  • медленный автофокус
  • неторопливое сохранение снимков на карту памяти
  • неполная реализация возможностей Wi-Fi (нет дистанционного управления)
mozhno_.png

Обратите внимание и на другие наши обзоры цифровых фотоаппаратов, там есть из чего выбрать.

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Поделиться

Ваш комментарий
24 комментария
Dmitry V.G. ветеран (686 комментариев)
7 ноября 2013 г. 10:49:48 #

Да, компактные габариты и стиль дорогого стоят, а значит - покупатель найдется. Но как-то безнадежно уныло все это смотрится на фоне того же Nikon d5100 с 18-55 и светосильным «полтинником», которые можно купить на эти же деньги. Возможно еще и на кофр останется.

Ответить
Dmitry  V.G.
0
Andruha Cirulnik гаджетоман (56 комментариев)
7 ноября 2013 г. 11:10:07 #

за эти деньги как раз d5100 и 50/1.8g получается, а d5100 на сегодняшний день самая сбалансированная камера цена/функционал...

Ответить
Andruha Cirulnik
0
Dmitry V.G. ветеран (686 комментариев)
7 ноября 2013 г. 11:27:13 #

При этом, помимо более высокой скорости фокусировки и включения, владелец d5100 получит еще и нормальный оптический видоискатель (он же упор в голову). :) Отсутствие нормального (пусть и цифрового) видоискателя в современных беззеркалках - это просто facepalm. И точка. Стиль - все, эргономика и здравый смысл - ничто.

Ответить
Dmitry  V.G.
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
7 ноября 2013 г. 12:33:34 #

Только с упором в голову вы не снимете вид сверху (над головами толпы) или с земли. Не забывайте, что такие камеры рассчитаны на любителей, как следующий шаг после мыльниц, у которых видоискателя нет. Если нет к нему привычки - то и нет проблем. А беззеркалки с видоискателем тоже существуют, пожалуйста - есть Lumix G5/G6, есть Samsung NX20, у той же Fujifilm есть X-E1, X-Pro1, X100, X20... кому что нравится

Ответить
Олег Муравицкий
0
Dmitry V.G. ветеран (686 комментариев)
7 ноября 2013 г. 13:21:10 #

Все так. :)

Да, это я не верно выразился: имелось в виду не во всех абсолютно беззеркалках, но тенденция такая есть. :( Как и привычка неофитов постоянно визировать по экрану. В субботу наблюдал сцену как одна девушка беззеркалкой с (судя по габаритам) телевиком изо всех сил пыталась сфотографировать другую. При этом, видимо, экран у неё бликовал, из-за чего она вертела камерой туда-сюда и прикрывала её ладошкой (хотя видоискатель там вроде бы был), объектив перевешивал... в общем - красота да и только. По-хорошему и искренне жаль людей, которые тратят достаточно серьезные деньги, уверены что покупают вещь, а потом сталкиваются с таким армдрочингом вприсядку.

Хочется верить, что мода сойдет на нет и рынок расставит все по местам в результате чего системные беззеркалки займут место (и по цене тоже) просьюмерок-самых бюджетных «зеркалок». 300-400$ с китом - и все недостатки можно простить.

ИМХО.

Ответить
Dmitry  V.G.
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
7 ноября 2013 г. 14:54:46 #

Собственно, вешать на такие камеры телевик - действительно неоднозначное решение, но если он не часто используется - почему нет. В длиннофокусных объективах, как правило, есть стабилизатор, так что снимать вполне можно. Я когда-то фотографировал на NX11 с советским телезумом "Гранит-11" - ручным и, естественно, без стаба (масса 950 г) - вот это было действительно интересно :)

Ответить
Олег Муравицкий
0
Алексей Един гаджетоман (55 комментариев)
7 ноября 2013 г. 11:13:25 #

Жалко что эта модель не продается с "более лучшим" китом. И на счет корпуса - насколько она отличается материалами от М1? М1 же частично металлическая, а эта?

Ответить
Алексей Един
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
7 ноября 2013 г. 12:52:50 #

Верх и низ корпуса на вид металлические, но на 100% гарантировать не могу, при нынешних технологиях можно имитировать всё, что угодно. Как-то упустил из виду этот момент, если честно, специально не проверял

Ответить
Олег Муравицкий
0
Fujifilm Ukraine читатель (20 комментариев)
7 ноября 2013 г. 14:03:20 #

Корпус камер Х-М1 и Х-А1 выполнен из пластика

Ответить
Fujifilm Ukraine
0
Алексей Един гаджетоман (55 комментариев)
7 ноября 2013 г. 15:19:18 #

Серебристый это тоже пластик? Но Е1 же металлическая? А пластик у обеих камер одинакового качества? А1 выглядит более хрупкой чтоли.

Ответить
Алексей Един
0
Fujifilm Ukraine читатель (20 комментариев)
7 ноября 2013 г. 16:47:24 #

Серебристый вариант X-M1 тоже сделан из пластика. Пластик одинаков. Корпуса всех остальных камер Х-серии выполнены из магниевого сплава.

Ответить
Fujifilm Ukraine
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
7 ноября 2013 г. 16:50:12 #

качество сборки и тактильные ощущения такие же, тут сэкономили не на этом.

Ответить
Олег Муравицкий
0
Алексей Един гаджетоман (55 комментариев)
7 ноября 2013 г. 17:08:08 #

радует что не на качестве сборки экономили. но не радует что это все таки не металл. Не то чтоб это плохо, просто я думал иначе и получается разочаровался. Ну и получается тогда не понятна цена - М1 стоит почти столько же сколько и Е1 (с китом).

Ответить
Алексей Един
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
7 ноября 2013 г. 17:31:55 #

Ну, то ли матрица X-Trans такая дорогая в производстве, то ли Fujifilm не хочет ее отдавать задешево из маркетинговых соображений... Я тоже в обзоре X-M1 писал, что если еще оптику хорошую брать, то разница в цене с X-E1 теряется.

Ответить
Олег Муравицкий
0
Павел Урусов гагаджетоман (4018 комментариев)
7 ноября 2013 г. 21:07:02 #

По-моему, металлические камеры неудобны, особенно если снимать зимой — руки отмерзают мгновенно.

Ответить
Павел Урусов
0
St.Storm старожил (268 комментариев)
7 ноября 2013 г. 21:31:24 #

Улыбнула поворачивающаяся в потолок пыха. У нее ведущее-то какое, есть чему с потолка вернуться?) Я, конечно, не аудитория данного товара, однако хотелось бы заметить, что ваше позиционирование данного класса камер как "следующего шага после мыльниц" мне кажется вводящим людей в заблуждение. Это такой тупиковый путь. Купить такую камеру с парой объективов, значит вложиться в систему, которая не даст никакого развития, а слезать с нее будет сложно, поскольку вторичного рынка у нее нет. Если стекла и тушки большой двойки можно без особых проблем потом продать, то это останется навсегда. На мой скромный взгляд, эволюция человека, который чувствует себя ограниченным зеркалкой за 300 долларов имеет только два направления: потратить 500-1000 на просьюмерку с пыхой или тот-же бюджет на зеркалку с китом и фиксом. Первый всю оставшуюся дорогу без лишнего мозгоклюйства будет делать красивенькие фоточки, второго ждет долгий и интересный, при этом затратный путь экспериментов, открытий, зачастую испорченных кадров(ну нет кнопки "яснялдурак" и до всего приходится доходить руками) и мастерства с творчеством, конечно, у кого выйдет.

Ответить
St.Storm
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
7 ноября 2013 г. 23:05:39 #

насчет пыхи. Ведущее у нее небольшое, но для одиночного портрета в помещении с невысоким потолком вполне хватит. В алерее обзора три портрета, последний сделан с пыхой, правда, не совсем прямо в потолок, но градусов под 60. Предыдущий похожий снимок снят без вспышки, и его пришлось вытягивать в лайтруме, т. к. лицо было темновато, а этот - без коррекции. Да, там есть небольшой блик, но зато это сразу готовый кадр для отправки в инет. А насчет тупика.. Зря вы думаете, что творческие и профессиональные снимки можно делать только зеркальными камерами. В группе Samsung NX в ВК, например, немало отличных снимков, снятых на разные камеры NX от десятки до трехсотки. Матрица у конкретно этого фуджика ничем не хуже, чем у D5100, предлагавшейся тут выше как альтернатива. Оптика, более серьезная, чем китовая, тоже есть.

Ответить
Олег Муравицкий
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
7 ноября 2013 г. 23:32:04 #

Вашего "второго" вполне может ждать то же, что и первого - знакомые недавно вернулись из Парижа и привезли кучу вполне себе отличных фото, снятых на купленную за день до того D5100 с китом 18-55... на полном автомате. Зная их, я уверен на 146%, что никакой фикс они покупать не будут и в режимах PASM снимать тоже. Просто зеркалка - это модно, это круто и т. п. Но им бы точно хватило беззеркалки, если б предрассудки (или продавец в магазине) не заставили купить зеркалку.

Ответить
Олег Муравицкий
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
8 ноября 2013 г. 1:37:04 #

Не удержусь, еще насчет "до всего доходить руками". Так легко же - берем беззеркалку, вешаем на нее хороший мануальный полтинник для начала, камеру в A, а лучше в M - и вперед, всё вручную )

Ответить
Олег Муравицкий
0
VOZ гагаджетоман (1390 комментариев)
8 ноября 2013 г. 1:16:36 #

oh, wait. Опять эта девушка. Олег, не дразните читателей!

Ответить
VOZ
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
8 ноября 2013 г. 1:30:13 #

Вам, читателям, всем не угодишь - одни требуют больше портретов в примерах, другие "не дразнить" :-)

Ответить
Олег Муравицкий
0
Алена Колесникова читатель (1 комментарий)
26 февраля 2014 г. 12:52:35 #

Здравствуйте. Спасибо за Ваш обзор. Посоветуйте хороший объектив для рассмотренной фотокамеры.

Ответить
Алена Колесникова
0
Иван Николайчук читатель (1 комментарий)
25 сентября 2014 г. 22:10:28 #

судя по этому сайту : http://www.imaging-resource.com/IMCOMP/COMPS01.HTM fuji ложит всю линейку кропов на лопатки по рабочим ISO , как Nikon так и Canon и Sony с Pentax , неважно какая это fuji - m1 , a1 , e1 :)
И даже d800 с марком третьим - не с особым отрывом выигрывают у этой крохи :) Я не могу утверждать что это так , но сайт авторитетный , проверьте сами , может у меня что то с глазами :)

Ответить
Иван Николайчук
0
Artem Magellan читатель (1 комментарий)
28 декабря 2017 г. 7:54:17 #

Это так, мой юный друг. Именно поэтому сейчас, в далёком от тебя 2017 году ( а через 3 дня наступит 2018 год), я покупаю себе эту камеру. И знаю, что моя камера за 9 тысяч по качеству картинки уделает все камеры за 90.

Ответить
Artem Magellan
0