Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)

Автор: Павел Урусов, 08 октября 2013, 09:15
Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)

Признаюсь честно — сразу после анонса системы Nikon 1 я, как и многие другие фотолюбители, был разочарован, в первую очередь — выбранным компанией Nikon форматом сенсора, получившим название CX (кроп-фактор 2.7 относительно полного кадра, линейные размеры 13.2х8.8 мм). Именно поэтому я сразу вычеркнул камеры этой системы из списка кандидатов на покупку и по большей части забыл о них.

Моё отношение к Nikon 1 менялось постепенно. Сначала я наткнулся на Flickr-сообщество, посвящённое камерам этой системы. Тогда я впервые отметил весьма неплохое качество изображения. Затем мне на глаза попался замечательный блог Nikon 1 Stories. Последней каплей стали безумные скидки на Nikon 1 V1 — в результате я сдался и приобрёл эту камеру с двумя «китовыми» объективами (1 Nikkor 10-30mm VR и 1 Nikkor 30-110mm VR) всего за 400 долларов.

Первая же неделя использования Nikon V1 убедила меня в том, что это далеко не такая карикатурная система, как принято считать.

1. Матрица «формата CX» и качество изображения

Как я уже сказал выше, камеры Nikon 1 построены вокруг матриц формата CX с соотношением сторон 3:2 и линейными размерами 13.2х8.8 мм.

Площадь такой матрицы составляет 116 мм2 — это почти в два раза меньше, чем у матриц 4/3 (225 мм2), и втрое меньше, чем у матриц APS-C (370 мм2).

Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)-2
Матрица формата CX двое меньше матриц 4/3...
Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)-3
...и втрое меньше матриц APS-C

Несмотря на небольшие размеры матрицы, камеры Nikon 1 обеспечивают более чем приемлемое качество изображения. Я даже готов назвать его хорошим. По данным сайта DxOMark, который измеряет качество матриц, Nikon 1 V1 набрал столько же баллов, сколько Panasonic GF6 и GX1 — при этом у Panasonic, напомню, матрица имеет двое большую площадь.

Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)-4

Поскольку это не обзор, а опыт эксплуатации, я не проводил формальных тестов. Лично меня вполне удовлетворяет качество изображения, которое Nikon 1 V1 выдаёт до ISO 1600 включительно. Например, следующий снимок был сделан на ISO 1600 при выдержке 1/15 (!) — его можно рассматривать как весьма эффектную демонстрацию как качества изображения, так и эффективности стабилизатора изображения в объективах 1 Nikkor.

Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)-5
ISO 1600, 1/15, f/3.8, ЭФР 108 мм. Кликните по картинке, чтобы увидеть полноразмерный файл

Впрочем, я обычно не снимаю в условиях плохого освещения, поскольку считаю, что фотография — это всё-таки светопись. Меня гораздо больше интересует такой параметр, как динамический диапазон. И здесь Nikon 1 оказался лучше, чем я думал.

Следующий снимок снимался на закате против света, вдобавок при съёмке я ввёл экспокоррекцию -1.5 ступени, чтобы максимально сохранить детали в облаках и небе вокруг солнца. Как вы можете видеть, практически все детали на нём полностью «провалены» в черноту.

Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)-6

Давайте посмотрим, как много информации мы сможем вытянуть из теней при обработке RAW-файла в Lightroom, подняв экспозицию на 3 ступени (в данной ситуации это не требуется с изобразительной точки зрения, однако позволяет косвенно оценить динамический диапазон камеры):

Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)-7

Ниже приведён фрагмент «поправленного» файла в масштабе 100%. Несмотря на довольно заметное зерно, детализация полностью сохранена.

Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)-8

Лично я, снимая на Nikon 1 V1, без малейших сомнений использую отрицательную экспокоррекцию для сохранения «светов» и вытаскиваю потом тени из RAW-файлов. Для сравнения, на камерах Micro 4/3 с матрицами Panasonic это просто невозможно, потому что при малейшей попытке поднять тени, даже на полступени, из них лезет весьма противный зелёно-малиновый шум, полностью съедающий детали.

2. Автофокус и скорострельность

Одним из главных преимуществ системы Nikon 1 является лучшая на рынке реализация гибридного автофокуса с фазовыми датчиками, интегрированными в матрицу. В результате по скорости и точности автофокуса Nikon 1 V1 вполне способен потягаться с топовыми зеркальными камерами.

В плане скорости серийной съёмки этим маленьким камерам тоже нечего стесняться. Nikon 1 V1 обеспечивает съёмку в полном разрешении (в том числе и в RAW) со скоростью 10 к/с при использовании непрерывного автофокуса и 30/60 к/с с фокусом, фиксированным по первому кадру в серии.

Не могу сказать, что я часто пользуюсь серийной съёмкой, но иногда приходится. Например, вот этот кадр был сделан в ветреный день; травинка, на которой сидела стрекоза, сильно раскачивалась, так что об использовании ручного фокуса не могло быть и речи. В результате я снял примерно 20 кадров в режиме серийной съёмки с непрерывным автофокусом, а потом просто выбрал лучший.

Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)-9

3. Размеры камеры и объективов

Лично я давно уже пользуюсь исключительно беззеркальными камерами по причине их компактности. Nikon 1 V1 по размерам, как можно видеть на фотографиях, близок к другим беззеркалкам. Лично мне не нравится его «мыльная» форма, поэтому я использую дополнительную рукоятку, которая делает камеру чуть более крупной, чем Samsung NX20 или Olympus OM-D E-M5.

Впрочем, размеры самой камеры с лихвой компенсируются размерами объективов. Оба «китовых» объектива имеют очень компактные габариты. Особо удивляет в этом отношении, конечно, телевик 30-110 мм — при ЭФР 81-297 мм он заметно компактнее, чем 18-55 мм для беззеркальных камер Samsung. К слову, это совершенно не сказалось на оптическом качестве «стёкол» — они очень резки даже на максимально открытой диафрагме и имеют минимум хроматических аберраций.

Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)-10

4. Видео

Nikon 1 V1, как и практически все современные камеры, умеет записывать видео. Поддерживаются режимы 1920x1080/60i, 1920x1080/30p и 1280x720/60p. Максимальный битрейт составляет 24 Мбит/с. Съёмку с частотой кадров 24, 25 или 50 к/с камера не поддерживает, даже в вариантах, предназначенных для PAL-регионов, а для борьбы с мерцанием люминесцентных источников света выдержка во время записи видео фиксируется на значении 1/100 с.

Лично мне очень нравится, как в видеорежиме работает непрерывный автофокус — камера мгновенно перефокусируется на то, что находится в выбранной зоне фокусировки, как можно видеть на следующем видео:

А вот со слежением за лицами у камеры проблема, она их периодически «теряет» (хотя на экране во время съёмки рамка автофокуса послушно следует за лицом):

На практике реализация кодека AVCHD у Nikon очень неплоха и создаёт заметно меньше видимых артефактов, чем, скажем, 1080/60p с битрейтом 28 Мбит/с в камерах Sony. В целом качеством видео я доволен, для YouTube его хватает за глаза.

(Прошу прощения за качку в последнем видео, оно практически полностью было снято на ЭФР 300 мм с рук.)

5. Всякое-разное

Одним из главных минусов беззеркалок, по сравнению с зеркалками, является малое время автономной работы, причём связано это не только с относительно высоким энергопотреблением из-за постоянно работающих матрицы и экрана, но и с малой ёмкостью аккумуляторов. В Nikon 1 V1 используется аккумулятор EN-EL15 ёмкостью 14 Вт-ч (такой же, как в Nikon D7000). Мне его хватает примерно на 600-700 кадров — это уже сравнимо с зеркалками начального и среднего уровня.

Экспозиционная автоматика в Nikon 1 V1 меня весьма впечатлила — она абсолютно дуракоустойчива. Если при съёмке другими камерами я весьма активно пользуюсь экспокоррекцией, то при съёмке Nikon 1 V1 мне приходится делать это очень, очень редко, и то в заведомо сложных условиях. То же самое касается и баланса белого.

Основным минусом Nikon 1 V1 я бы назвал непродуманное управление, в частности, дурацкий диск режимов, на котором отсутствуют основные фотографические режимы и который очень любит самостоятельно переключаться в режим съёмки видео. Также меня крайне бесит необходимость подтверждать изменения всех съёмочных параметров нажатием на клавишу «ОК».

Мысли о системе Nikon 1 (плюс опыт эксплуатации Nikon 1 V1)-11

Ещё одним минусом, весьма актуальным для меня лично, является отсутствие стандартного «горячего башмака». Всё-таки использование внешней вспышки актуально как для предметной съёмки, так и при управлении конрастом, а покупка отдельной вспышки, которая работает только с одной камерой — удовольствие весьма сомнительное.

6. Тестовые снимки

Как обычно, полноразмерные снимки можно найти в отдельной галерее. Предупреждаю: поскольку это не обзор, а опыт эксплуатации, то все фотографии были предварительно обработаны в Lightroom (в основном кадрирование + базовая цветокоррекция, без дополнительного шумоподавления).

В сухом остатке

Я весьма доволен камерой Nikon 1 V1 и китовыми объективами, особенно телевиком, который при совершенно миниатюрных размерах имеет отличную резкость на всех фокусных расстояних и диафрагмах. Более того, в настоящий момент я считаю эту систему лучшим выбором для пользователя, которого компактные камеры уже не устраивают, но который при этом не хочет глубоко вникать в фотографические тонкости.

Почему? Да потому, что эти камеры имеют совершенно непробиваемую автоматику, прекрасный автофокус и при этом весьма приличное качество изображение, превосходящее любую компактную камеру. Да, возможности по управлению глубиной резкости будут несколько ограничены даже по сравнению с Micro 4/3. Впрочем, на мой взгляд, давно пора признать, что «боке» в фотографии далеко не главное. Более того, ситуации, в которых необходима большая глубина резкости, встречаются в жизни едва ли не чаще, чем противоположные. А некоторые особенности Nikon 1 — например, сверхскоростная серийная съёмка — превосходят даже возможности ультрадорогих профессиональных зеркальных камер.

Лично у меня Nikon 1 V1 стал камерой «по умолчанию» — в том смысле, что я в первую очередь тянусь именно к нему, когда мне нужно что-то сфотографировать. И это при том, что у меня есть и другие камеры с заведомо более высоким качеством изображения — но ими далеко не так приятно пользоваться.

На мой взгляд, основной проблемой системы Nikon 1 в настоящее время являются позиционирование и цена. Система позиционируется для казуальных пользователей (что правильно), но по цене при этом может потягаться с кропнутыми зеркалками Nikon среднего класса (что неправильно). К счастью, при смене поколений эти камеры начинают распродаваться по существенно сниженным ценам, что делает их весьма неплохой покупкой. Иными словами, если вам нужна камера и если вы видите в магазине Nikon 1 V1 или J1 по цене в районе 300-400 долларов — покупайте не раздумывая.

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Поделиться

Ваш комментарий
18 комментариев
Kura гаджетоман (59 комментариев)
8 октября 2013 г. 9:48:54 #

Статья убедила в пользу модели Nikon 1 AW1. Друзья отговаривали из-за малого сенсера. А у Сони нет аналогов по защите.

Ответить
Kura
0
Ton старожил (200 комментариев)
9 октября 2013 г. 9:07:09 #

Действительно привлекательная штука! Я прошлой зимой приобрел J1, сразу докупил чехол для подводной сьемки (не фирменный, а простенький за 70 грн) и поехал в Карпаты снимать скоростные спуски на лыжах прямо с рук) Честно говоря, кататься и снимать с ним одно удовольствие. Быстро включается, быстро снимает, монолитный и не страшно уронить, хорошо снимает видео и фото на скорости. В одном я не продумал - обьектив был без стабилизации, на видео часто появляется дрожание.

Если бы Nikon 1 AW1 вышла год назад, брал бы ее и не морочился с чехлами. Так же советую - подумайте про стабилизацию, думаю для видео в экстримальных условиях и для спорта - необходима.

Ответить
Ton
0
Rudi Ruslanenko старожил (367 комментариев)
8 октября 2013 г. 9:58:48 #

Самое последнее предложение дало ответ на волнующий меня вопрос.

Ответить
Rudi Ruslanenko
0
rain ветеран (682 комментария)
8 октября 2013 г. 10:02:11 #

В Алло.уа j1 + 10mm/2.8 продается по цене этого же объектива: 1679грн. имхо, это замечательная цена даже без учета размера матрицы и спорного управления. http://allo.ua/catalogsearch/result/?q=nikon+1+j1

Ответить
rain
0
Rudi Ruslanenko старожил (367 комментариев)
8 октября 2013 г. 10:07:05 #

Для J1 такое управление в самый раз. Целевая аудитория этого аппарата как раз такова, что глубоких настроек не нужно. V1 позиционируется для более продвинутых нубо-пользователей, а управление осталось таким же как в простом J1.

Ответить
Rudi Ruslanenko
0
rain ветеран (682 комментария)
8 октября 2013 г. 10:12:00 #

да все равно пофиг. я бы взял, но сейчас, увы, по финансам не пролажу - лишних нет совсем. даже с такой вкусной ценой - ремонт съедает все.

просто потом бы это стекло прикрутил бы на что-то типа v2

Ответить
rain
0
Rudi Ruslanenko старожил (367 комментариев)
8 октября 2013 г. 10:42:12 #

Вопрос ремонта понимаю. Самого затрагивает так, что голову потолком щекочет) Но в ближайшее время намерен брать N1 V1 пока не закончился на складах (в большинстве магазинов его уже нет).

Ответить
Rudi Ruslanenko
0
VOZ гагаджетоман (1390 комментариев)
8 октября 2013 г. 18:18:25 #

сегодня заказал эту камеру ;)

Ответить
VOZ
0
jackill_ читатель (17 комментариев)
8 октября 2013 г. 11:55:20 #

Спасибо, Паша, за материал. Собственно, уже некоторое время использую J1 и полностью доволен, хорошая машинка.

Ответить
jackill_
0
Disabled читатель (25 комментариев)
8 октября 2013 г. 13:14:53 #

Где можно в Киеве купить V1 + 10-30 + 30-110 за 400$ ?)

Ответить
Disabled
0
VOZ гагаджетоман (1390 комментариев)
8 октября 2013 г. 18:24:37 #

Павел сейчас находится в Америке. Видимо, там и купил.

Ответить
VOZ
0
neex старожил (360 комментариев)
10 октября 2013 г. 18:55:45 #

Це у США, зате в Києві можна купити J1 + 10-30 +30-110 за $330.

Ответить
neex
0
kpaqp4er гаджетоман (91 комментарий)
8 октября 2013 г. 19:40:58 #

Спасибо, отличная статья. Задумываюсь о покупке недорогой бесзеркалки. Пока очень привлекает сони некс, что-то из 3й серии. Привлекают размер сенсора и нубские режимы - автопанорама, autohdr, съёмка с рук в темноте и т.д. Подскажите, пожалуйста, есть ли что-то аналогичное в Никоне 1? В первую очередь интересуют качественные снимки при плохом освещении.

Ответить
kpaqp4er
0
Ton старожил (200 комментариев)
9 октября 2013 г. 9:31:21 #

Ну слава, Богу! Уже думал, я один такой, кто купил по распродаже Nikon 1 и всем доволен. Т.к. на меня друзья косились с плохо скрываемым непониманием.

Имею J1 и блинчик. Полностью соглашусь с автором статьи и добавлю от себя... Из недочетов. Автоматический баланс белого не всегда адекватный. Например в помещении лучше ставить предустановку "лампа накаливания" или "люминисцент". Из плюсов. Подтверждаю все сказанное в статье: быстро, качественно, добротно и "думать не обязательно")) И вот еще важный нюанс... действительно нет супер малой глубины резкости, но при той что есть... получается ОЧЕНЬ красивое боке! Насыщенное, плотное, художетвенное... как для цены до 600 долл, ну просто очень. Еще плюс - хороший звук на видео. Записывал концерт на стадионе, смотрел потом дома на телеке, наслаждался звуком и картинкой.

Ответить
Ton
0
t0ad старожил (100 комментариев)
9 октября 2013 г. 18:37:24 #

диафрагму поменять во время съемки видео можно? выдержка фиксируется на 1/100 - это т.е. совсем не меняется? экспокоррекция ручная при съемке видео?

Ответить
t0ad
0
Павел Урусов гагаджетоман (4018 комментариев)
21 октября 2013 г. 20:59:06 #

1) да, можно; 2) можно, если выключить подавления мерцания; 3) да, есть

Ответить
Павел Урусов
0
alexey_laa гаджетоман (59 комментариев)
26 октября 2013 г. 19:46:24 #

Прочитал статью, и после "на камерах Micro 4/3 с матрицами Panasonic это просто невозможно" в голову полезли мрачные мысли, т. к. у меня беззеркалка "Panasonic". Я пользуюсь им недолго, но когда пробовал в редакторе вытянуть изображение в тенях, действительно получается не очень. Правда, RAW я пока не освоил, может тогда дела пойдут получше. А еще подумал - мог бы быть классный алгоритм фильтрации шума, т. к. шум хаотично меняется, а полезное изображение (на неподвижных снимках) - нет. Тогда можно было бы сделать со штатива несколько кадров и потом убрать шум, как меняющуюся от кадра к кадру составляющую. Существует ли такой софт?

Ответить
alexey_laa
0
esteticnois читатель (28 комментариев)
6 декабря 2013 г. 13:16:32 #

А еще хотелось бы статью о впечатлениях от работы с последней новинкой Nikon 1 J3 - кто уже купил и пользовался, как камера, не слишком "капризная"?!)0

Ответить
esteticnois
0