Опыт эксплуатации суперзума Fujifilm X-S1

Автор: , 05 сентября 2012, 01:18

Узнав, что украинское представительство Fujifilm предлагает всем желающим на тест-драйв свои камеры, я решил поучаствовать в этой программе, поскольку в последнее время увлекся фотографией. К сожалению, флагманская модель X-Pro1 была расписана на пару месяцев вперед, остальные тоже были заняты, свободна оказалась только прошлогодняя модель X-S1. Почитав о ней в Интернете, я понял, что камера, как минимум, интересная и упускать такой случай нельзя. И на 5 дней сменил свою Samsung NX11 на это чудо японской техники.

Опыт эксплуатации суперзума Fujifilm X-S1

Узнав, что украинское представительство Fujifilm предлагает всем желающим на тест-драйв свои камеры, я решил поучаствовать в этой программе, поскольку в последнее время увлекся фотографией. К сожалению, флагманская модель X-Pro1 была расписана на пару месяцев вперед, остальные тоже были заняты, свободна оказалась только прошлогодняя модель X-S1. Почитав о ней в Интернете, я понял, что камера, как минимум, интересная и упускать такой случай нельзя. И на 5 дней сменил свою Samsung NX11 на это чудо японской техники.

Кстати, X-S1 действительно Made in Japan, что намекает на сложность и высокотехнологичность продукта. Но это я увидел уже потом, а в первый момент меня поразило другое. Этот беззеркальный аппарат с небольшой матрицей имеет размеры, вес, дизайн и обилие органов управления, присущие «взрослым» зеркалкам (почему-то сразу вспомнилась камера Nikon D90, которую я видел у кого-то из знакомых). X-S1 намного больше NX11 (одной из самых крупных беззеркалок).

Опыт эксплуатации суперзума Fujifilm X-S1-2

Очень понравилось наличие выделенных кнопок для всех важных функций, в том числе для переключения между видоискателем и дисплеем и для видеосъемки, а также продуманное их расположение, сводящее к минимуму случайные нажатия. Правда, в отличие от моей NX11, где все органы управления сосредоточены под правой рукой, здесь для управления приходится активно задействовать и левую. Откидной дисплей поворачивается только по одной оси, но этого достаточно, чтобы снимать «от живота», не привлекая лишнего внимания, либо сверху вниз (например, над головами в толпе). В общем, за эргономику создателям камеры твёрдая «пятерка».

Опыт эксплуатации суперзума Fujifilm X-S1-3

Выглядит камера солидно и на фоне зеркалок не теряется. Её принадлежность к классу суперзумов выдает только несъемный объектив, фокусное расстояние которого меняется от 6,1 до 158,6 мм, или от 24 до 624 мм в полнокадровом эквиваленте. Имея небольшой опыт съемки с длиннофокусными объективами (135 мм и 70–200 мм), я не особо надеялся получить хорошие снимки на максимальном зуме, разве что при помощи штатива. Но, как выяснилось, камера имеет отличную систему стабилизации и позволяет спокойно снимать с рук с выдержками вплоть до 1/30 с при любом фокусном расстоянии. За всё время тестирования штативом я на улице не пользовался ни разу.

Оптическое качество объектива превзошло мои ожидания, на максимальном зуме картинка получается весьма резкая и детальная. И светосила объектива как для такого зума очень хороша. Проблема только в том, что при зумировании светосила падает нелинейно и очень быстро – чуть повернул кольцо, и уже не 2.8, а 3.2, а при ЭФР 50 мм – все 4. Само кольцо фокусировки очень удобное — широкое, бочкообразной формы, обрезиненное. Примеры работы зума:

Опыт эксплуатации суперзума Fujifilm X-S1-4
Опыт эксплуатации суперзума Fujifilm X-S1-5

Впечаления от оптики немного подпортила матрица камеры. Из-за малых размеров она довольно шумная уже начиная с ISO 400. Внутрикамерное преобразование в JPEG с шумами справляется не очень хорошо, добавляя к тому же следы компрессии. Поэтому наличие режима съемки в RAW – это даже не преимущество камеры, а скорее насущная необходимость. Как водится, формат RAW у Fujifilm свой собственный (.RAF), но оба доступных мне конвертора (Lightroom 4 и Gamera Raw 7.2) умеют с ним работать и позволяют добиться лучших результатов, чем программное обеспечение камеры. Ну или, как минимум, выбирать, что важнее для конкретного кадра – резкость или отсутствие шума. Помимо тестирования по пути на работу и с работы в режиме «снимаю всё, что вижу» я испытал камеру и в серьезной работе. На Autoua.net опубликован репортаж со второго этапа любительского ралли «Лыбидь», где я и устроил настоящий тест X-S1 и своей камере Samsung NX11, принявшей эстафету после того, как у суперзума разрядилась батарея. Этот раунд испытаний позволил выявить достоинства и недостатки X-S1, не замеченные ранее. Во-первых, в начале гонки часть трека была в тени растущих вокруг деревьев, через которую местами пробивалось яркое солнце. В итоге на некоторых кадрах часть автомобиля пересвечена, а другая часть – слишком темная. То есть, говоря умными словами, динамический диапазон камеры оставляет желать лучшего. Бороться с этим можно двумя способами. Можно снимать всё в RAW и корректировать позже уже на компьютере, получается примерно вот так:

Опыт эксплуатации суперзума Fujifilm X-S1-6 Исходник в RAW
Опыт эксплуатации суперзума Fujifilm X-S1-7 Результат правки в Camera RAW

А если результат съёмки негде или некогда корректировать или вы попросту не умеете или не желаете этим заниматься, можно воспользоваться режимом EXR, расширяющим динамический диапазон снимков (в этом случае на выходе будет готовый файл .JPG). Второй метод я опробовал позже, и он реально работает – при разборчивой картинке в тенях небо не превращается в белое пятно, а сохраняет голубой цвет и облака:

Опыт эксплуатации суперзума Fujifilm X-S1-8 В обычном режиме
Опыт эксплуатации суперзума Fujifilm X-S1-9 В режиме EXR с расширением ДД

Во-вторых, я попытался при ярком солнечном свете снимать автомобили с проводкой, чтобы лучше передать в кадре движение с помощью размытия фона и вращающихся колес. Это делается в режиме приоритета выдержки. Установив ее на 1/50 с, как советуют в учебниках, я получил нужное размытие, но картинка оказалась сильно пересвеченной. Так я с запозданием выяснил, что минимальная диафрагма у объектива X-S1 – f/11 (а не 16 или 22), чего в данном случае оказалось недостаточно. Так что проводки пришлось снимать своей камерой. Но в некоторых моментах суперзум показал себя с лучшей стороны. С ним можно было снимать автомобили довольно крупным планом, без лишнего фона, в любом месте трека.

Я неоднократно ругал Samsung NX11 за то, что серийная съемка в RAW «захлебывается» после 3-4 кадров. У X-S1 такого нет, снимать серию можно сколь угодно долго, для формата RAW просто недоступна самая большая частота кадров из нескольких возможных. Понравились цветопередача и рисунок объектива – картинка выходит живой, яркой и достаточно резкой даже на открытой диафрагме, но при этом мягкой, без «звенящей» резкости. Что не понравилось, так это ручная фокусировка. Соответствующее кольцо управляет механикой объектива не напрямую, а с помощью сервопривода, который работает нечетко. Часто бывает так, что вроде бы поймал фокус, а при нажатии спуска он куда-то «убегает» и фото получается размытым. Автофокус не такой быстрый, как у NX11, но, по ощущениям, более точный. Иногда (чаще всего на больших ФР) он не срабатывал при полунажатии и приходилось либо переиграть зумом, либо дожать спуск до конца, чтобы привести его в чувство. По автономности X-S1 оказалась не хуже NX11, но и ненамного лучше. В дежурном режиме камера работала пару дней от одной зарядки, а в день проведения ралли я посадил аккумулятор (емкостью 1800 мАч) примерно за 6 часов, но за это время было отснято примерно 360 кадров в RAW+JPG плюс 110 только в JPG.

Опыт эксплуатации суперзума Fujifilm X-S1-10

В последний день тестирования камера была испытана в жанре портрета. Добиться существенного размытия фона за моделью мне так и не удалось. Чтобы получить какое-то подобие боке и при этом сохранить естественные пропорции, пришлось снимать на максимальном фокусном расстоянии с большой дистанции, как следствие – большинство кадров были забракованы из-за неточной фокусировки и/или «шевеленки», да и отобранные лучшие кадры далеки от идеала. Тем не менее, как для любительской съемки, получилось неплохо.

Цена X-S1 на первый взгляд немалая – около 7000 грн. За эти деньги можно приобрести весьма приличную зеркальную камеру (например, Canon EOS 600D, Nikon D5100 или D3200) с комплектным объективом. Но зеркалки сложнее в обращении, к тому же «китовая» оптика имеет сравнительно небольшой диапазон фокусных расстояний и посредственную светосилу (чаще всего 1:3,5…1:5,6), и вам довольно скоро захочется приобрести объектив «посветлее» и/или «подлиннее». А современная оптика для зеркалок стоит, весит и занимает места подчас в разы больше самой камеры. Беззеркалки вроде той же NX11 выигрывают у X-S1 в компактности и качестве снимков (за счет большего размера сенсора), а с оптикой всё примерно так же, как у зеркалок, только меньше выбор и немного дешевле. Но всё равно парк объективов «на все случаи» по стоимости потянет еще на пару камер. Внушительный диапазон фокусных расстояний у X-S1 делает сменные объективы ненужными. Помимо уменьшения веса и размера вашей фотосумки, это еще и большой плюс для казуальной, не постановочной съемки. Не нужно спешно менять объективы, когда вам нужно снять крупный план после общего и наоборот. Хорошее качество оптики и мощная система стабилизации позволяют в большинстве случаев не вспоминать о штативе. Маленькая матрица – да, минус, но будь она больше – пришлось бы либо увеличивать размеры объектива сверх разумной меры, либо уменьшать кратность зума. Возможность съемки в RAW, богатство настроек и дополнительных режимов тоже компенсируют «несерьезный» размер сенсора и делают Fujifilm X-S1 довольно интересной камерой, которая лучше всего, на мой взгляд, подойдет для туристических поездок. В пользу такого применения говорит и влагозащищенность камеры, она не боится брызг и небольшого дождя. С такими задачами, как фотографирование на фоне достопримечательностей и съемка интересных объектов с практически любого расстояния, она справится отлично, особенно если дать себе труд разобраться с ее многочисленными режимами и настройками. Для любительских репортажей и стрит-фотографии, где сюжет, оперативность и возможность незаметной съемки важнее качества снимка, X-S1 тоже будет неплохим выбором.

Обратите внимание и на другие наши обзоры цифровых фотоаппаратов, там есть из чего выбрать.

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Поделиться

Ваш комментарий
15 комментариев
Q100 гагаджетоман (1332 комментария)
5 сентября 2012 г. 9:40:29 #

С появлением беззеркалок считал что целая семья просьюмеров-мегазумов (фудж и сони) исчезнет. на деле большинство козырей безезеркалок оказалось пшиком (компактность, бюджетность и качество) полностью поддерживаю основное назначение "Для любительских репортажей и стрит-фотографии"

все вышеуказанное мое ИМХО

Ответить
Q100
0
arikuno читатель (6 комментариев)
5 сентября 2012 г. 10:20:36 #

мое ИМХО

IMHO - In My Humble Opinion, по моему скромному мнению. мое ИМХО - масло масляное.

По сабжу - Камера вполне заслуживает внимания покупателя. Правда вызывает недоумение размер матрицы. В своё время обзавёлся Fujifilm FinePix S200EXR, так у него матрица - 1/1,6”. Почему на этой камере матрица меньшего размера мне не понятно.

Ответить
arikuno
0
Q100 гагаджетоман (1332 комментария)
5 сентября 2012 г. 10:26:21 #

вполне. согласен. начинающим рекомендую. вместо беззеркалок. размер матрицы обусловлен требованиями системы. бОльшая матрица существенно увеличилабы габариты объектива

все вышеуказанное мое ИМХО

Ответить
Q100
0
Андрей Кочнев старожил (221 комментарий)
5 сентября 2012 г. 13:35:22 #

У вас матрица 1/1,6" - 8,08х6 мм У сабжа 2/3" - 8,8х6,6 мм

Ответить
Андрей Кочнев
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
5 сентября 2012 г. 11:27:30 #

Ну почему, беззеркалки тоже хороши. В тот же день, когда у X-S1 села батарея, не выдержав издевательств, я продолжить снимать гонку своей NX11. К сожалению, самый длинный объектив на ней у меня - Юпитер-37А (135 мм, ЭФР ~200), но там, где он и минолтовский полтинник "дотягивались" - качество фото заметно лучше, чем у X-S1. Можете посмотреть в альбоме на Торбе, там начиная с вот этого снимка фотки с самсунга, до этого - с фуджи.

Ответить
Олег Муравицкий
0
cdriper старожил (109 комментариев)
5 сентября 2012 г. 10:08:44 #

и позволяет спокойно снимать с рук с выдержками вплоть до 1/30 с при любом фокусном расстоянии

дядя, ну ты ври, да не завирайся. ну нет таких чудо стабов, чтобы снимать на 600 мм эфр с выдержкой 1/30.

Ответить
cdriper
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
5 сентября 2012 г. 11:09:44 #

Таки да, немного я насвистел, 1/30 - это было не на максимуме, а на 320 ЭФР (пруф1). А на 624 самая длинная выдержка, какую нашел - 1/55 (пруф2). Что тоже, в общем-то неплохо, хотя это и не оправдывает мою неточность.

Ответить
Олег Муравицкий
0
cdriper старожил (109 комментариев)
5 сентября 2012 г. 11:14:35 #

сам понимаешь, что тут надо говорить о какой-то вероятности, а не о случайно получившемся без шевеленки кадре.

зы. смотрю я на 100% кропы на этих двух снимках -- резкость тут и не ночевала.

Ответить
cdriper
0
Олег Муравицкий ветеран (690 комментариев)
5 сентября 2012 г. 11:27:00 #

ну это как бы не единственные примеры, и оба сняты, насколько я помню, короткой серией 3-5 кадров с выбором лучшего. Я почти всегда так снимаю, если только кадр не постановочный. А резкость тут и на коротких выдержках и ФР заметно похуже, чем у NX11, ну так никто и не говорил, что она идеальная.

Ответить
Олег Муравицкий
0
RK-51 старожил (184 комментария)
5 сентября 2012 г. 19:41:51 #

Он тількино переглянув фото в РАР і ДЖІПЕҐ в рарі дуже милить навіть при ісо 100 а в джіпег залишається чітким - в чому причина ???? пс: я про нх11

Ответить
RK-51
0
Павел Урусов гагаджетоман (4018 комментариев)
5 сентября 2012 г. 20:26:23 #

К JPEG уже применено усиление резкости в камере, а RAW надо правильно шарпить в конвертере.

Ответить
Павел Урусов
0
RK-51 старожил (184 комментария)
5 сентября 2012 г. 22:13:23 #

Ова - супер дякую за відповідь - буду зараз пробувати

Ответить
RK-51
0
Холли гаджетоман (62 комментария)
5 сентября 2012 г. 17:33:11 #

В X-S2 устранят детские болезни и многим Sоням надо будет под напрячься конкретно

Ответить
Холли
0
Павел Урусов гагаджетоман (4018 комментариев)
5 сентября 2012 г. 20:27:20 #

Лично я снимал этой камерой 2 недели в Штатах и могу сказать, что 12 мегапикселей там для галочки. Надо сразу переключать в 6-мегапиксельный режим и не парить никому мозг.

Ответить
Павел Урусов
0
Холли гаджетоман (62 комментария)
6 сентября 2012 г. 0:34:57 #

Вот 36 пм у D800 это точно для галочки, а что происходит у фуджа в режиме 12 мп, как это относится к ФР от 24 до 624 мм - хотя и 12мп это для фотографа уже в любом случае очень много.

Ответить
Холли
0